Останется одна больница на город. Пациенты, депутаты и общественники о предстоящей реформе саратовского здравоохранения

Оценить
Пару недель назад министр здравоохранения Саратовской области Олег Костин презентовал в областной думе очередной план по реформе региональной системы здравоохранения. Основная ее цель — сэкономить от 200 млн. рублей в год.

Укрупнить больницы, убрать лишний административный персонал, сэкономить деньги, чем сделать доступной медицинскую помощь в Саратовской области — такой принцип заложен в очередной реформе. Большая часть реорганизаций должна пройти в течение года и завершиться к июлю 2021-го. Какие-то изменения произойдут уже в нынешнем сентябре.

Кстати, на сайте минздрава региона найти документ нам не удалось, так что будущие структурные изменения почерпнуты нами из новостей с памятного заседания облдумы.

Что же нас ждет, когда и как?

 

Слияние и поглощение

  • В сентябре 2020 года по плану — произойдет объединение кардиологического диспансера с 12-й городской больницей. Они соседствуют друг с другом, образуя клинический городок. Теперь, по плану минздрава, в нем сформируется «идеальная модель» оказания специализированной помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями. По замкнутому циклу — от первичной диагностики в поликлинике до высокотехнологичной помощи в кардиоцентре. 
  • К ноябрю 2020-го года объединятся два перинатальных центра — тот, что на Рабочей, войдет в состав того, что на Зерновой. А бывший третий роддом так и останется ковидным госпиталем. 
  • В 2021 году (месяц не указан) на базе оперативного отдела городской стации скорой помощи планируется создание единого диспетчерского центра службы СМП. Бригады скорой помощи соседних районов будет легче скоординировать, центру медицины катастроф быстрее реагировать на разные чрезвычайные происшествия, а пациента сразу будут доставлять куда надо, вне зависимости от того — где пациент живет и к какой больнице территориально привязан. 
  • К июлю 2021-го года объединят станцию скорой помощи и Центр медицины катастроф. Обещают, что объединение позволит уменьшить время доезда бригад и обеспечить своевременность оказания экстренной медпомощи и медицинской эвакуации. 
  • К тому же времени все детские поликлиники станут по факту одной гигантской городской поликлиникой с руководящим центром и массой филиалов в районах. Участковые педиатры останутся на своих местах, так же, как и забор анализов. Можно предполагать, что узких специалистов будут тасовать, так как их традиционно везде недокомплект. Зато запись на все виды обследования теперь будет общая. И вопрос «а не нашли ли вы второго эндокринолога?» к регистраторам поликлиники Заводского района, видимо, уйдет в прошлое. 
  • Когда заработает новая инфекционная больница, которую возводят на окраине города, то областную и пятую детские инфекционки перепрофилируют в обычные детские больницы для соматических заболеваний и реабилитации. Сроков перепрофилирования в этом случае не называют.  
  • К декабрю 2020-го года в одно учреждение сольют все противотуберкулезные диспансеры: областной, Вольский и Балашовский. На три учреждения будут организованы единая бухгалтерия, лаборатория, экономический и административно-хозяйственный отделы. 
  • Реорганизуют и лабораторную службу: центральные лаборатории оснастят современным оборудованием, лаборатории поменьше оставят в качестве их филиалов, некоторые из них превратят в ПЦР-лаборатории, поскольку метод исследования востребован. Персонал сокращать не планируют. Сроки окончания реорганизации пока неизвестны
  • Появятся так называемые «медицинские хабы»: вместо привычных ЦРБ-шек в каждом районе будут организованы межрайонные больницы для двух-пяти районов сразу. Например, в Балакове такой медцентр будет обслуживать Балаковский и Духовницкий районы, а в Балашове — Балашовский, Турковский, Аркадакский, Самойловский и Романовский. Реорганизация ЦРБ в межрайонные центры займет несколько лет. Её планируют завершить к 2024 году. 
  • Объединят ряд больниц и поликлиник в крупных городах области — Энгельсе, Балакове и Балашове.

 

Что может изменить Костин в агонирующей системе?

Медицинское сообщество хранит понурое молчание. Врачи, которые соглашаются говорить о предстоящей реформе, просят об анонимности и в оценках изменений, как правило, пессимистичны и лаконичны. Кому-то история с укрупниловкой напоминает массовую ликвидацию ФАПов. Когда-то их убрали ради экономии, а теперь строят и открывают заново, но, увы, в меньшем количестве.

Кто-то все-таки видит в реформе некий свет: поднять все ЦРБ до нужного уровня по штатам и оборудованию уже невозможно, поэтому стянуть кадры и медтехнику в межрайонные центры кажется единственным выходом.

Есть врачи, которые задаются вопросом — а что в отношениях врача и пациента изменит сокращение руководства и административных работников? «Например, зам по лечебной части каждой поликлиники занимается только жалобами и всякой околомедицинской хренью по заданию партии. Справится ли с этим один начальник «Объединённой поликлиники»? Для пациента и врача это ничего не изменит. Да и что Костин может изменить в агонирующей системе? Он тоже только винтик системы».

Пользователи системы здравоохранения настроены к реформе куда более категорично.

Ольга Таниди, общественная организация «Родительский надзор»:
Шутка про «одну больницу на город» становится явью

— Любые попытки реформировать здравоохранение за последние годы приводили только к одному — к снижению качества и доступности медицинской помощи населению. В моём понимании модернизация — это замена устаревшего оборудования, ремонт и строительство новых учреждений, постоянное качественное обучение медицинских кадров, закрепление достойного уровня заработной платы медработников вне привязки к «царской воле» главного врача, который распоряжается стимулирующими выплатами по своему усмотрению.

В реальности мы видим, что основой всех реформ является не социальная, а экономическая составляющая. Много вопросов вызывает и «сокращение административного персонала». Главный врач, как и бухгалтерия объединённых больниц, будут нести утроенную нагрузку за те же деньги? Или всех их ждёт повышение заработной платы и расширение штата в головном учреждении?

Так называемая пациентоориентированность имеется только на бумаге. На личном опыте мы столкнулись с реорганизацией детской поликлиники и централизацией некоторых её служб. Кроме потока жалоб, массы неудобств для пациентов и их родителей, увольнения медработников реформа не принесла ничего. И до настоящего времени, спустя полтора года, несмотря на обещания губернатора, работа поликлиники не восстановилась в полном дореорганизационном объёме. Ломать не строить. А впереди уже ещё одна «модернизация».

Всё идёт к тому, что шутка про «одну больницу на город» становится явью. Постепенно, но настойчиво население лишают государственной, условно бесплатной, доступной медицины. У кого есть финансы — уйдут в частные клиники. У кого нет — пожалуйста, подорожник в вашем распоряжении. Поликлиника только с участковой службой и стационар без узких специалистов, к которым придётся ездить за десятки километров в межрайонный центр — это пародия на медицинскую помощь. Как пациентам, так и врачам молчать нельзя. Подумайте, какую медицину мы оставим нашим детям.

Я требую широкого освещения программы модернизации в СМИ, прямо источник, документ, где любой сможет ознакомиться с ним.

Наталья Игуменова, общественная организация «Родительский надзор»:

Если добираться в межрайонный центр с аппендицитом, тут и до греха недалеко

Меня беспокоит несколько моментов:

Во-первых, объединение детских поликлиник. Насколько я понимаю, в «периферийных» поликлиниках будут принимать только педиатры и будет производиться забор анализов. Узких специалистов не будет. Т.е. фактически 50 процентов посещений переместится в «головную» поликлинику со всех уголков города? И в чем тут, боюсь спросить, улучшение предоставления медицинских услуг? Я так понимаю, мы должны быть благодарны тому, что нам с детьми модернизаторы не предложили ездить в Энгельс. Или это уже стоит в долгосрочных планах?

Во-вторых, смущает централизация лабораторий, которая предполагает забор материала в поликлиниках и последующая их транспортировка в «головную» лабораторию, где будет проводится непосредственно анализ. Цепочка движений расширилась, и теперь напортачить с анализами стало намного проще. Не забываем, что анализы — это важная составляющая верной постановки диагноза. Малейший сбой в цепочке — и ты уже лечишь геморрой вместо язвы.

Третье, и наиболее мрачное: создание межрайонных центров. Вот если бы ко всем ЦРБ прибавили высокотехнологичные межрайонные центры, то вышло бы неплохо. Да вот если людям придётся добираться до МЦ с аппендицитом, например, то тут и до греха недалеко. Насколько я поняла, узкие специалисты в обычной ЦРБ не предусмотрены. Каким образом, интересно, наш министр предполагает перемещать людей в МЦ? За чей счёт банкет? Люди едут в город лечиться, потому что у них нет альтернативы, потому что оптимизация уже помогла сократить отделения, специалистов, койко-места. А за справкой в ЦРБ к кому? Или в МЦ? А больничный как выдаваться будет? Другие документы? Запасаемся подорожником, товарищи.

Естественно, сокращения медперсонала не будет, как говорит министр, потому что его итак на 50 процентов нет.

Николай Бондаренко, депутат областной думы, партия КПРФ:
Нищего бюджета хватает на силовиков, но не хватает на больницы

— К реформе саратовского здравоохранения я отношусь крайне негативно. Потому что цель у нее — сокращение расходов. А прикрывают эту цель красивыми словами об эффективности и развитии. Хотя на самом деле это процесс деградации.

Сейчас в Саратовской области не хватает порядка двух тысяч медработников. Межрегиональный центр поэтому и удобен — часть свободных рабочих мест будет просто уничтожена. Нет больниц и поликлиник, значит, и медперсонал не нужен.

Возможно, такой медицинский «хаб» даст врачам больше практики, профессионального роста. Но давайте не будем забывать, что еще тридцать лет назад в тех же самых ЦРБ практики было вполне достаточно — в них регулярно оперировали, например. А в каждой школе были стоматологические кабинеты.

В интернете ходит классный мем (и я даже не топлю сейчас за свои идеи и убеждения): «при коммунистах в моей деревне были и школа, и больница. А сейчас и деревни нет».

Вот вы спрашиваете, есть ли альтернатива, другой путь, помимо укрупнения учреждений? А он есть. Мы выступаем за перераспределение бюджетных средств. Если урезать расходы на чиновников, судей, правоохранительную систему, то деньги на здравоохранение сразу же найдутся.

Почему, когда говорят о социальных обязательствах, давят на то, что бюджет нищ? Но когда обсуждают надбавки для силовых структур, то денег хватает с лихвой?

Деньги у государства есть. А вот политической воли расходовать их на нужды людей — нет.

Людмила Ларина, волонтер, работающий с семьями, где есть дети с инвалидностью:
Под видом реформы медицину уничтожают

— Когда мои подопечные услышали про реформу, они в ужас пришли. Поликлинический центр что из себя представляет? На местах останутся только педиатрическая служба и забор анализов? Семьям с детьми-инвалидами, особенно с тяжелыми, лежачими, нужен постоянный патронаж узких специалистов. Если «узких» сосредоточат в одном месте, как это будет выглядеть? А если рассредоточат, то маме из Ленинского надо будет ехать с ребенком в центр? Или в Заводской? Если мы придем к платной медицине, то для малоимущих семей и семей с детьми с инвалидностью, это будет приговором. Далеко не всеми детьми занимаются волонтеры. Волонтеров просто не хватит на всех.

Мне кажется, что под видом реформы продолжается планомерное уничтожение медицины в области.

Михаил Сахаров, главный врач Вольской районной больницы:
Объединение больниц экономит деньги и делает доступной медицинскую помощь

— Наша больница уже прошла через объединение: полтора года назад, в феврале 2019-го, объединились в одной юридическое лицо вольская ЦРБ, служба скорой помощи и перинатальный центр.

Плюсы объединения были как с точки зрения экономии денег, так и с точки зрения доступности и качества медицинской помощи. У нас получилась единая лечебно-диагностическая база с общей лабораторией и диагностическим оборудованием. Пациентам стало проще получить как консультативную помощь специалистов, так и выполнить необходимые диагностические процедуры. Закончились бесконечные взаиморасчеты, поскольку мы стали единым учреждением с единой административно-хозяйственной службой, бухгалтерией, кадровой службой. Контракты мы теперь заключаем как единое юрлицо, в Саратов едет одна машина, а не, как раньше, три, что экономит нам горючее и ГСМ.

Появилась взаимозаменяемость — всегда есть, кем заменить заболевшего врача или специалиста, ушедшего в отпуск.

Сложности, конечно, появились тоже: больше объектов — больше головной боли об их содержании. Но так как хозяйственные вопросы решать стало проще, то и с этим справляемся.

По поводу готовящейся реформы мне пока сложно что-то сказать определенное. В Вольске планируется создать межрайонный центр по оказанию медпомощи в том числе для жителей Хвалынского и Воскресенского районов. Территориально мы, конечно, далековаты друг от друга. Но, я думаю, плюсы в этом объединении будут наверняка.

Смотрите, мы же направляем своих пациентов в Саратов, когда нужна консультация узкого спрециалиста? То же делают и Хвалынск и Воскресенское. Если такие специалисты теперь будут работать в Вольске, то пациентам из Хвалынского района совершенно необязательно будет ехать в Саратов, можно будет сразу к нам. А это, согласитесь, намного ближе.

Я надеюсь, что министерство продумает реформу так, чтобы было максимально удобно и пациентам, и врачам. Самый главный, самый острый вопрос, который сейчас нужно решить — это вопрос кадров. Если к нам в больницу начнут приходить новые врачи, то это очень поможет.

Александр Ермишин, общественное движение «Жить здесь!»:

Обеспечить качественную и быструю медпомощь важнее, чем сэкономить на коммуналке

Сокращение расходов на управленческую и административную часть хорошо сказывается на экономике предприятия. Но государственное здравоохранение — это не бизнес. Это система, через которую гражданин реализует свое конституционное право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. Поэтому обеспечить гражданину РФ квалифицированную медицинскую помощь в приемлемые сроки гораздо важнее желания сэкономить на коммуналке. Или желания обеспечить стопроцентную загрузку коек и медоборудования.

Что касается создания «медицинских хабов» — межрайонных больниц, то тут мы опять исходим из ложных представлений об эффективности. В этой логике проще насытить персоналом и оборудованием одну больницу на всю страну. Человеку, нуждающемуся в медицинской помощи, мало радости знать, что где-то там с оборудованием и персоналом все хорошо, и чиновникам от здравоохранения стало проще жить. Нам нужно, чтобы квалифицированная медицинская помощь была доступна и по времени, и по расстоянию, то есть необходимо приближать медицинских работников к местам проживания граждан (пусть это и сопряжено с большими затратами в итоге).

В Конституции говорится о праве граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, а не о том, что реализация этого права должна быть максимально дешева для государства!

Какие-то плюсы от объединений и укрупнений медицинских учреждений наверняка есть, но они, на мой взгляд, второстепенны, связаны с экономией на вспомогательных службах и совсем не те, что заявлены инициаторами реформы. Ну, например, почему «уменьшится время доезда бригад скорой помощи» от объединения двух учреждений? Речь же не идет об увеличении количества бригад, расширении сети базовых станций (уменьшении плеча вызова) и т. д. Как «укрупнение поликлиник даст возможность рационального использования кадров участковых педиатров», если не увеличится их количество и не уменьшится нагрузка на педиатра в плане площади и численности его участка? Или где-то есть их избыток, и они не знают, чем заняться?

Одним словом, «себестоимость» здравоохранения для государства в результате должна снизиться, но его «ценность» для нас, как потребителей по совокупности параметров хорошо, если не ухудшится.

Пациентам, мне кажется, стоит опасаться многих вещей. Если ты не житель областного центра, то ближайший стационар может оказаться от тебя не в десятках, как сейчас, а в сотне километров. Что в хорошо оснащенной, но «оптимизированной» под 80-90-процентную загрузку коек больнице тебе не достанется места в случае эпидемии или какой-то чрезвычайной ситуации. Что мы в итоге будем вынуждены чаще обращаться к услугам платной медицины даже по самым «обычным» поводам. Что жить здесь в итоге станет еще немного хуже.

Альтернативные же пути экономии бюджета очевидны: снижение коррупционной составляющей на строительстве медицинских учреждений, и закупках медицинского оборудования. Я думаю, нужно исходить не из необходимости вписаться в скудный бюджет, а ставить вопрос об увеличении государственных расходов на здравоохранение как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Владимир Дмитриев, главный врач детской городской поликлиники № 8:
Невозможно в маленькой поликлинике держать врачей по 28 специальностя

— Предположительно объединяться будут не все городские поликлиники, а только первая, вторая и поликлиника при четвертой детской больнице. Все они находятся в центральных районах города. Пока процесс объединения находится в стадии обсуждения.

Восьмая детская городская поликлиника, которой я руковожу, свое объединение пережила больше двадцати лет назад. 16 сентября восьмой поликлинике исполняется 55 лет. С 1997 года мы работаем в объединенной поликлинике, собрав в одно юридическое лицо все поликлиники Заводского района. Плюс, обслуживаем поселок Тепличный.

В условиях кадрового дефицита и в нынешних финансовых условиях такое объединение работает на доступность и качество оказания медицинской помощи.

По закону, каждый пациент может получить медицинскую помощь, прикрепившись к определенной поликлинике — по месту регистрации, работы или фактического проживания. Но прикрепляется он именно к юридическому лицу. Родители наших пациентов могут без проблем записаться к любому специалисту и на любое исследование в любой наш филиал. Его право ничем не ограничено. В поликлинике у нас работает минимум два специалиста каждого направления, что позволяет не создавать очередности во время отпуска или больничного. Доступность медпомощи у нас намного выше, чем, например, в поликлинике при четвертой детской больнице. Невозможно в таком филиале, работающем на четыре тысячи населения держать специалистов по 28 специальностям.

Я считаю, что такая реорганизация давно назрела, даже было бы лучше, если бы все это произошло раньше.