Виноват Запад и особенно Польша. Путин опубликовал статью о причинах Второй мировой войны
Если коротко: во всем виноват Запад и обязательно Польша. Именно заключенный Великобританией и Францией мюнхенский договор с фашистской Германией заставил СССР подписать пакт Молотова-Риббентропа. Но при этом, подчеркивает Путин, Сталин не запятнал себя личной встречей с Гитлером. То, что с фюрером встречался нарком иностранных дел СССР Молотов, осталось вне зоны внимания автора статьи.
Советские руководители понимали, что СССР хотят оставить один на один с Германией и стремились выиграть время. Советский Союз официально осудил секретные протоколы к пакту Молотова-Рибентропа, хотя сейчас в Госдуме и предлагают осуждающий документ отменить, правда, Путин об этом не пишет. Зато указывает, что материалы о тайных англо-германских переговорах не рассекречены до сих пор и призывает все государства быстрее открыть архивы. Это несколько странное предложение, учитывая, что именно решением Путина засекречены многие архивы советского времени – документы периода войны, документы НКВД и так далее.
Под англо-немецкими тайными переговорами, по всей видимости, имеются в виду побег соратника Гитлера Рудольфа Гесса в Англию в мае 1941 года и его неудачная попытка установить контакт с руководством Великобритании. За это со времен холодной войны советские историки обвиняют Великобританию в попытке вести закулисную игру за спиной советских союзников.
Конечно, президент России не смог удержаться от традиционных обвинений в адрес Польши. По мнению Путина, тогдашнее польское руководство само виновато, что часть страны была оккупирована немцами. Советский Союз ввел войска в восточные области Польши, потому что понял, что вермахт способен быстро оккупировать всю польскую территорию и выйти на подступы к Минску. Это была попытка обеспечить безопасность.
Кстати, это положение из статьи Путина давно раскритиковано советскими же военными историками. Присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии не укрепило оборону СССР, а наоборот ослабило ее. Дело в том, что укрепленные районы на старой границе были демонтированы, а новые построить не успели. Это способствовало тому, что немцы так быстро продвинулись по территории СССР летом 1941 года.
Несколько абзацев Путин уделил присоединению к СССР балтийских государств, называя это «инкорпорацией». По его мнению, присоединение произошло в соответствии с международным правом и с согласия властей этих стран. Только вот тогдашний президент Эстонии Константин Пяст в СССР был приговорен к 25 годам лишения свободы, принудительно помещен в психиатрическую клинику, где и умер. Президент Латвии Карлис Улманис умер в тюремной больнице в Красноводске, а десятки тысяч жителей Прибалтики были депортированы в Сибирь. Такая вот инкопорация.
Многие обозреватели называют статью Владимира Путина компиляцией из советских учебников истории, методичек идеологического отдела ЦК КПСС и документов политуправления министерства обороны СССР. По крайней мере, новым словом в истории Второй мировой войны статья явно не стала, а лишь подтвердила существование отдельного российского толкования мировой истории.
Куда интереснее не сама статья, а то, где она была впервые опубликована – в американском журнале «The National Interest». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объяснил, что «это очень серьезное издание, которое читают солидные и умные люди». Песков явно преувеличивает. Если «National Interest» и был серьезным журналом, то давно. Тогда в нем напечатал свою знаменитую статью «Конец истории?» философ Френсис Фукуяма. Только было это тридцать лет назад.
Сейчас журнал выходит раз в два месяца тиражом 6 тысяч экземпляров. Издает его Дмитрий Саймс – бывший советский диссидент, а сейчас по совместительству эксперт на государственных телеканалах. Здесь печаталась неудачливый лоббист Мария Бутина; еще «National Interest» часто публикует заметки о страхе американцев перед растущей военной мощью России. Заметки эти с удовольствием перепечатывают некоторые российские издания. Так что это отнюдь не «солидный журнал для солидных господ», а один из элементов российской пропаганды.
Не ясно, то ли самоизоляция тому послужила причиной, то ли были другие резоны, но наших чиновников вдруг потянуло к перу и бумаге. На уходящей неделе свои статьи опубликовали Николай Патрушев, Дмитрий Медведев, теперь вот Владимир Путин. Политолог Екатерина Шульман по этому поводу заметила: когда политик интересен, к нему приходят за интервью, когда политик хочет напомнить о себе, он пишет статью.