Саратовский митрополит не считает себя «ковид-диссидентом», но масштабную борьбу с эпидемией назвал «истерикой и запугиваниями»

Оценить
Саратовский митрополит не считает себя «ковид-диссидентом», но масштабную борьбу с эпидемией назвал «истерикой и запугиваниями»
Митрополит Лонгин в Вознесенском храме села Усть-Курдюм Саратовского района 28 мая. vk.com/mitropolitlongin

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин дал большое интервью сайту «Правмир», в котором разъяснил свою позицию к борьбе с эпидемией коронавируса и рассказал о трудной жизни священников в условиях ограничений.

Предстоятель признал, что некоторые называют его «ковид-диссидентом», но подчеркнул, что таковым не является.

- Думаю, что я вполне адекватно отношусь к этой опасности. Но имею некие возражения против того, во что все это превращается, - против истерики и запугивания, которое происходило в течение этого времени. Здесь у меня есть вопросы. - подчеркнул он.

- Можете подробнее рассказать про то, что больше всего смущает вас? - спросила корреспондент издания.

- Наверное, то же, что и всех - избыточность и мало доказанная эффективность многих мер. Вы в Москве с этим сталкиваетесь даже больше, чем мы в Саратове. В частности, для меня было понятно, что монастыри, так же, как семинария, - где люди вместе живут, в одном помещении трапезуют - это, конечно, как и любое общежитие, место повышенной опасности. Поэтому свои монастыри мы закрыли сразу. У нас семь монастырей, мужских и женских. Они закрыты, и слава богу в них никто не заболел.

Также Лонгин прокомментировал свой публичный конфликт с властями региона из-за введенного ими запрета на посещения хамов. Он подчеркнул, что обращался к прихожанам с призывом «потерпеть» и по возможности не ходить в храмы.

«При этом понимал, что есть люди, на самом деле, их немного, которые все-таки считают для себя совершенно необходимым пойти в храм, - подчеркнул он. - Я попытался договориться с властью о том, чтобы этих людей пустили в церковь (…) К сожалению, диалога с властью не получилось. Начали выкручивать руки, в Пасхальную ночь просто гнать людей (…) Тогда я позволил себе достаточно жестко высказаться в соцсетях. После этого в городе Саратове на Пасху народ пустили, а в других местах было по-разному (…) Но сам факт такого моего несогласия очень озлобил некоторых товарищей, и с тех пор у нас идет какая-то странная кампания против правящего архиерея. Не знаю, когда она закончится».

Лонгин заявил, что в дни православных праздников в храмы пришло гораздо меньше верующих саратовцев, чем в прошлые годы. При этом в Саратовской области, по его словам, храмы соблюдали масочный режим, обеспечивали условия для социального дистанцирования, проводили дезинфекцию (на своей странице в соцсети «ВКонтакте» митрополит регулярно публикует фотографии с служб в саратовских храмах, которые проводятся с игнорированием правил дистанцирования и масочного режима - прим. ред.)

- Я правильно понимаю, что в Саратове работал общественный транспорт, не было такой жесткой изоляции? - уточнила сотрудница издания.

- Ни магазины (по факту запрет на работу магазинов, за исключением продовольственных и реализующих товары первой необходимости, был введен в Саратовской области уже в конце марта - прим. ред.), ни рынки, ни общественный транспорт в Саратове не закрывались (…) Пропускная система у нас была введена позже, уже после Пасхи. Только пропуска у нас бумажные, а не электронные. И получение этих пропусков собрало толпы людей, штурмующих места их выдачи. Ужесточение началось после Пасхи, буквально с 20 апреля. - заявил Лонгин.

Он добавил, что из сотрудников епархии к данному моменту никто не заразился коронавирусом. При этом храмы испытывают нужду в средствах, так как прихожане лишились работы и денег из-за кризиса, спровоцированного эпидемией.

«Стараемся как-то выживать, вот хожу с протянутой рукой. Спрашиваете, чем занимается архиерей? В том числе, ходит с протянутой рукой и говорит «подайте». На гимназию, вот, удалось найти, буквально сегодня деньги перечислили, чтобы прожить два последних учебных месяца. Слава Богу, одна проблема решена», - отметил он.

Отдельно журналистка спросила саратовского митрополита о привлекшем внимание многих СМИ случае, когда он был замечен полицией на рынке без маски.

«У нас очень специфичная область, где медийные войны - неотъемлемая и заметная часть нашей жизни.  Я наблюдаю их на протяжении всех 17 лет моего служения здесь. Но я, честно говоря, очень не хотел бы быть участником этих сражений, - объяснил он. - Да, я часто хожу по городу, по рынку, по магазинам. Просто хожу по городу, потому что мне нужно много ходить как диабетику, я тоже в зоне риска. Об этом кто-то знает, кто-то нет. Я не делаю из этого какого-то шоу и не пытаюсь об этом кому-то рассказывать. Я ехал со службы, это был Николин день, отслужил литургию, думаю, дай зайду. Надо сказать, что у нас масочный режим не распространяется на нахождение на улице, поэтому я как-то особо не подумал…Не хочу заниматься конспирологией, как он [рейд полиции] оказался, зачем… Оказался и оказался. Ну, поймали архиерея. Честь им и хвала. Я извинился. Мне кажется, этого достаточно, чтобы закрыть эту тему».

  • В пятницу, 22 мая, сотрудники полиции проводили рейд на рынке, где проверяли соблюдение масочного режима продавцами и покупателями. Среди покупателей оказался митрополит Лонгин, который был без маски. Ему вынесли устное предупреждение, но протокол не составляли. 
  • Об инциденте с участием митрополита сообщили в том числе федеральные СМИ и Telegram-канале, возникла общественная дискуссия. Поздно вечером в субботу, 23 мая, на своей странице в соцсети Лонгин извинился и заявил, что «был полностью не прав», когда нарушил масочный режим.
  • Затем Лонгин снова появился в публичном месте без маски, при этом нарушив социальную дистанцию и поучаствовав в запрещенной на территории области из-за коронавируса массовой акции - коллективном возложении цветов к памятнику.
  • Накануне в соцсетях появилось сообщение о том, что Лонгин может покинуть свой пост и даже прекратить отношения с церковью. Митрополит заявил, что эта информация - «чья-то больная фантазия, либо откровенная ложь». Паблику «Типичный Саратов», писавшему об этом, пришлось просить о помощи патриарха Кирилла из-за начавших поступать угрозах и «травли».