Саратов должен быть разрушен. Десять лет спустя
После выхода статьи-пророчества саратовцы не перестали уезжать из родного города, продолжают шутить про ямы на дорогах и вымирание, но не сдаются.
Десять лет назад в московском журнале «Русский репортер» вышло расследование «Саратов должен быть разрушен». Журналист Дмитрий Соколов-Митрич посчитал, что Саратов можно назвать типичным провинциальным городом России и на его примере показать, как живут нестоличные регионы и что с ними будет, если ничего не менять.

Собеседники репортера (читай – депутат облдумы Леонид Писной) давали городу семь-максимум девять лет до коммунальной и гуманитарной катастрофы. И вот прошло десять лет, «Русский репортер» закрылся, а Саратов продолжает стоять: водоснабжение, теплосети, мусорные полигоны уже отдали в концессию, городской транспорт отдать в концессию собираются, Леонид Писной всё еще депутат областной думы.
Было/Стало
Этот текст задумывался еще год назад как большой проект с проведением десятков глубинных интервью, чтобы понять, куда движется наш город и что с ним будет дальше. Но другие темы оказались важнее, а коронавирусный кризис всё равно бы смазал всю картину. Если в январе саратовцы смотрели на жизнь стабильно-пессимистически, то сейчас скорее просто пессимистически. Говорить о развитии пока не приходится.

В 2010 году в Саратове проживали 837 900 человек, на 1 января 2019 года – 841 902. Средняя зарплата в марте 2010 года была 13 947 рублей, в феврале 2020 года – 30 367 рублей. На 1 января 2010 года курс доллара, установленный ЦБ РФ, был 30,18 рублей за один доллар, а на 1 января 2020 года тот же курс был установлен на отметке 61,9 рублей за доллар. Государственный долг в 2010 году был 23 миллиарда рублей, а в апреле 2020 года - 46,54 миллиарда рублей.

В 2010 году (до августа) проезд в трамваях и троллейбусах стоил 7 рублей, в автобусах - 8 рублей, в маршрутках – 10 рублей, а сейчас везде – 23 рубля за поездку. Большая пицца «Донна» в местной сети пиццерий десять лет назад продавалась за 360 рублей, сейчас – за 570. Десять лет назад мы жили по московскому времени, а теперь – по самарскому.

За десять лет в городе стало больше «Макдоналдсов», открыли «Триумф Молл», «Хэппи Молл», «ТАУ Галерею», «Оранжевый», «Сити молл». В регион зашли «Леруа Мерлен», «ОБИ», «Касторама», «Пятёрочка», «Перекресток», «Карусель», «ВкусВилл». Пришли федеральные агрегаторы такси, еды и доставки. А вот промышленность медленно, но верно загибалась.
Коммунальную катастрофу решили разгребать через концессии – «Саратовводоканал» теперь контролирует УК «Лидер» (ООО «Концессии водоснабжения – Саратов»), теплоснабжение отдали ГК «Ренова» (холдинг «Т Плюс»), а мусором теперь занимается АО «Управление отходами». Периодически заходит речь о том, чтобы избавиться от проблемного МУПП «СГЭТ» и отдать в концессию городской транспорт тоже, но дальше разговоров дело пока не заходило, да и желающих нет. Каждая новая концессия повышает тарифы, саратовцы возмущаются, но большая часть платит. На сегодняшний день общий объем задолженности управляющих компаний Саратова за теплоресурсы составляет 2,3 миллиарда рублей, за холодную воду жители должны 700 миллионов рублей.

В этом году концессионер водоканала заявил, что при ремонте труб перестали использовать чопики (деревянные бруски, которыми заполняют пробоины в трубах, они размокают и устраняют течь). Сенсационное заявление вызвало массу эмоций в социальных сетях, но потом чопики снова заметили в арсенале ремонтных бригад (в «КВС» говорят, что использовать их разрешили, чтобы не отключать воду на время ремонта).
В 2010 году мне было 20 лет. Мы с подругой организовали на филфаке встречу с Соколовым-Митричем, администрация не дала нам большую аудиторию, потому что «Кто такой этот ваш Соколов-Митрич», встреча получилась душевная, говорили о судьбах журналистики. Когда вышел репортаж, о том, кто такой этот Соколов-Митрич, говорили уже по телевизору.

Статью с броским заголовком саратовская элита встретила неодобрительно. Губернатор Павел Ипатов заявил, что Саратов вообще-то не Карфаген, чтобы его разрушать. А также рассказал, что у нового городского тандема топ-менеджеров Грищенко и Прокопенко получается повернуть развитие города к позитивным изменениям. Для желающих поностальгировать есть запись программы «Общественное мнение» на канале «ТНТ-Саратов» (канал закрылся, программа тоже), посвященная как раз реакции на «Саратов должен быть разрушен».

Автор программы Алексей Колобродов сетует, что Соколов-Митрич показал грязный Саратов и «белый сияющий» Энгельс. Спустя десять лет, Энгельс столкнулся с теми же проблемами, которые были в Саратове. Жители жалуются на желтую воду, аварийные дома начали трещать по швам.
Где теперь саратовские герои «Русского репортера»?
За десять лет Вячеслав Володин успел вернуться в Госдуму, но уже спикером, Михаил Лысенко сел и вышел из колонии, Алексей Прокопенко стал фигурантом трех уголовных дел, а Вячеслав Мальцев стал политэмигрантом.
Николай Асафьев
2010

Активист регионального отделения ЛДПР, проводил фотовыставку «Позор Саратова» на проспекте Кирова.
2020

Возглавил региональное отделение ЛДПР в 2013 году, но потом покинул должность и отошел от политики. Попробовал себя в туристическом бизнесе. Сейчас работает в «Опоре России». В статусе в социальной сети Facebook указал: «Не уехал из Саратова».
Сергей Аренин
2010

Глава ГУ МВД по Саратовской области.
2020

Ушел в отставку, стал сенатором от Саратовской области в Совете Федерации.
Вячеслав Сомов
2010

Сити-менеджер Саратова, не выдержал схватку со снегопадом и уволился.
2020

Возглавляет Саратовстат. Объясняет жителям, почему мы стали самой вымирающей областью в стране. Недавно выпустил пресс-релиз о том, что за 122 года население Саратова выросло в шесть раз вообще-то.
Олег Грищенко
2010

Глава Саратова, избран на эту должность из числа депутатов Саратовской областной думы.
2020

В 2016 году избрался в Госдуму как одномандатник. Летом 2017 года скончался после продолжительной болезни.
Алексей Прокопенко
2010

Сити-менеджер Саратова (сразу после Сомова).
2020

С 2012 года на Прокопенко начали заводить уголовные дела. Первое о неисполнении судебных решений по выдаче квартир нуждающимся (часть помещений получили муниципальные служащие и бюджетники). Это был знаменитый виток конфликта прокуратуры и мэрии, в суде тогда побывали и Олег Грищенко, и заместители Прокопенко, и его секретарши, и Леонид Писной. Сити-менеджера признали виновным и назначили штраф в 200 тысяч рублей, но на этом его проблемы не закончились, Прокопенко пришлось покинуть должность. В 2013 году он стал фигурантом уголовного дела о халатности из-за выдачи разрешения на строительство двух домов в поселке Юбилейном без согласования с собственниками аэродрома, приговор – 200 часов обязательных работ. А в 2014 году было дело о хищении 500 миллионов у «Волжской ТГК», после возбуждения которого Прокопенко просто пропал. Его объявили в розыск. Были версии, что экс-чиновник скрывается в США или Израиле. В марте 2019 года Прокопенко сам пришел к следователям и заявил, что всё это время был в России. В конце прошлого года его выпустили из-под домашнего ареста.
Михаил Лысенко
2010

Глава Энгельсского района.
2020

Через полгода после выхода статьи в «Русском репортере», где автор написал, что для Саратова действует «Фактор Энгельса», где все лучше – и дороги, и ЖКХ, Михаила Лысенко задержали. Его обвиняли в создании ОПГ и еще семи эпизодах преступлений, в том числе экономических. Дело Лысенко рассматривали с участием двух составов присяжных. Его признали виновным только по одному пункту обвинения – получению взятки и приговорили к 7,5 годам колонии строгого режима. В мае 2018 года Лысенко тихо вышел на свободу. Он больше не занимается политикой.
Дмитрий Аяцков
2010

Бывший губернатор Саратовской области, на тот момент единственный человек, который возглавил область по итогам выборов.
2020

С 2011 по 2013 года был ректором Поволжского института им. Столыпина Российской академии народного хозяйства и госслужбы. Открыл в Саратове Книжную палату. Недолго пробыл советником по аграрным вопросам нынешнего губернатора Валерия Радаева, сейчас работает президентом в Саратовском государственном техническом университете.
Юрий Аксененко
2010

Экс-мэр Саратова, сидит в колонии за получение взятки.
2020

Вышел из колонии в 2012 году. Политикой не занимается. В 2016 году получил грамоту к 20-летию Саратовской городской думы. Спикеру гордумы Сергею Наумову после этого пришлось покинуть свой пост (но вы за него не переживайте, он сейчас зампред правительства по социальной сфере).
Леонид Писной
2010

Депутат Саратовской областной думы, крупный застройщик.
2020

Депутат Саратовской областной думы, крупный застройщик
Анатолий Бондар
2010

Бывший прокурор Саратовской области. Занимал должность с 2000 по 2006 год.
2020

Работал в Генеральной прокуратуре, минюсте, возглавлял Нижегородский областной суд. Сейчас руководит Вторым кассационным судом общей юрисдикции в Москве.
Вячеслав Володин
2010

Вице-спикер Госдумы.
2020

Спикер Госдумы (избрался по спискам «Единой России» от Саратовской области). До возвращения в нижнюю палату парламента Володин работал руководителем аппарата правительства РФ, а потом первым заместителем в администрации президента (ему приписывают идею проводить «путинги» в противовес акциям оппозиции и авторство закона Димы Яковлева).
Вячеслав Мальцев
2010

Бывший зампред Саратовской областной думы, саратовский бизнесмен.
2020

В 2012 году пытался вернуться в политику и избраться в Саратовскую областную думу, в 2016 году был кандидатом в Госдуму. Мандаты не получил. Мальцев вел политический блог в YouTube, после думской кампании и участия в дебатах на федеральном телевидении его аудитория стала расти. Мальцев объявил сторонникам, что 5 ноября 2017 года в России произойдет «революция». Осенью 2017 года на него завели уголовное дело о создании экстремистского сообщества, Мальцев сбежал из страны и получил политическое убежище во Франции. Несколько его сторонников были задержаны в разных городах, несколько из них уже приговорены к реальным срокам, остальные ждут суда.
Павел Ипатов
2010

Губернатор Саратовской области.
2020

Был отправлен в отставку так же внезапно, как назначен. Вернулся в сферу энергетики. Сейчас работает директором по стратегии и организационному развитию в концерне «Росэнергоатом». В прошлом году презентовал первую плавучую АЭС в России – «Академик Ломоносов».
Полина Дормидонтова
2010

Участница танцевальной шоу-группы «Сандэй», которая распалась, потому что большинство участников уехали из Саратова.
2020

В Facebook нам удалось найти одну Полину Дормидонтову из Саратова. По данным, указанным в соцсети, она переехала в Москву.
Кирилл Правкин
2010

Танцор, основатель танцевальной школы Studio 64.
2020

Работает в Саратове как тренер по танцам и ведущий мероприятий. Studio 64 работает в Саратове и Энгельсе.
Василий Уриевский
(В статье фигурирует как Улиевский)
2010

Мим, музыкант.
2020

Принял участие в телевизионных шоу талантов «Главная сцена» и «Голос», записал два альбома, уехал из Саратова, играет в «Театре на Таганке» в Москве.
Спасибо Вячеславу Викторовичу
«Если бы тогда он стал губернатором, наверное, у нас был бы один из лучших регионов России. Все войны бы прекратились, система выстроилась бы под одного человека. <…> Я не знаю, что помешало Путину назначить Вацлава, они были тогда в прекрасных отношениях. Но Володин проиграл: губернатором стал бывший директор Балаковской АЭС Павел Ипатов, для которого это назначение было скорее компромиссом, чем достижением: он тогда метил на должность главы Минатома, рассказал «Русскому репортеру» в 2010 депутат облдумы, миллиардер (так его называет автор статьи) Леонид Писной.

Главка репортажа о влиянии Вячеслава Володина на Саратов называется «Фактор Вацлава» и в ней два основных спикера – Мальцев и Писной.

Депутат рассказывает, что при помощи партийных механизмов Володин успел выстроить в регионе «мощную систему влияния», но не созидательную, а разрушительную.

«Есть у него одно негативное качество: он не может смириться с тем, что на «его территории» что-нибудь хорошее происходит без его участия. Он действует здесь как НАТО на Балканах — поддерживает постоянное состояние кризиса и пытается им управлять. Вот только кризис, похоже, становится уже неуправляемым», - объяснил тогда Писной.

А Вячеслав Мальцев добавил: «Я не знаю, читал ли он Ницше, но действует Вацлав именно по его рецепту: если хочешь быть значимой единицей, ставь после себя побольше нулей. Он везде, где может, назначает людей послушных, но слабых. В результате элита в городе обескровлена. Володин держит ситуацию под контролем, но этот контроль абсолютно бесплодный. Нельзя все время опираться на мышей, рано или поздно они все провалят».

В 2012 году губернатор Павел Ипатов ожидаемо, но внезапно получил отставку. Информация об этом появилась на федеральных лентах новостей прямо во время заседания правительства. Объявить о том, что губернатор – больше не губернатор, пришлось председателю Общественной палаты Александру Ландо.
Временно исполняющим обязанности губернатора президент России Дмитрий Медведев назначил спикера облдумы Валерия Радаева. А в следующем месяце Саратовскую область посетил в статусе избранного на третий срок президента России Владимир Путин.
С приходом Радаева и без того сильное влияние Володина на Саратовскую область только усиливалось. Где еще вы видели в кабинетах чиновников не только портреты «тандема», а теперь одного Путина, но и Володина? Думаю, что нигде.

В 2016 году после выборов в Госдуму, когда Володин снова перешел из исполнительной власти в законодательную, он стал приезжать в регион раз в месяц, устраивая турне по районам на два-три дня.

Мэр Саратова Михаил Исаев в 2018 году в беседе со мной фактически признал, что считает верным утверждение «Есть Володин, есть Саратов, нет Володина – нет Саратова».

Лично мне за десять лет не приходилось слышать, как Володина называют Вацлав. Никто уже особо не помнит, откуда взялось это прозвище. А вот «солнцем», «солнышком» и «солнцеликим» Володина за спиной называют как сторонники, так и противники. Первые – с замиранием, вторые – с иронией.

Я думала, что это как-то связано с холдингом «Солнечные продукты» после продажи акций которого, по версии Володина и его пиарщиков, он и стал миллионером, но знающие люди говорят, что спикер в целом не против, когда его ассоциируют с небесным светилом. А когда он приезжает в Саратов – всё примерно так и происходит, все вокруг него крутятся как планеты вокруг Солнца.

В области десятки проектов можно назвать «володинскими». Часть из них строятся на федеральные средства – деньги нацпроекта «Демография», проекта «Комфортная городская среда», деньги из резервного фонда правительства РФ («Парк покорителей космоса»), часть возводят или проектируют «на деньги благотворителей», часто оказывается, что эти благотворители - правительство Москвы в лице мэра Сергея Собянина. Аэропорт «Гагарин» и вовсе был возведен на деньги «Реновы», хотя всем объяснили, что Володин еще в 2005 году задумал этот проект. Из Москвы в Саратовскую область везут списанные трамваи, троллейбусы, автобусы.

Официально у Вячеслава Володина нет аккаунтов в социальных сетях, но есть инстаграм @volodin.saratov, который ведут его сторонники из общественной приемной. Уже несколько лет областью в ручном режиме управляет именно этот инстаграм, который решает буквально все вопросы – от строительства новой школы до спила засохшего дерева. Володин записывает для аккаунта видео из своего кабинета, а иногда дома. И даже разрешил подписчикам назвать одну из своих собак.

Любопытно, что спикер Госдумы практически никогда напрямую не критикует губернатора Радаева, а вот местным единороссам, мэру Саратова и муниципальным чиновникам достается. Для критики Радаева есть специальный человек – глава местных единороссов, депутат Госдумы Николай Панков, известный своим косноязычием. Критика губернатора, его кадровых решений и подчиненных занимает большую часть контента телеграм-канала Панкова «Пара слов».

И, казалось бы, какая разница, откуда делят бюджет и руководят Саратовской областью – из кабинета на Московской, 72, или из кабинета в Охотном ряду? Но она есть.

Кадровая скамейка запасных саратовского правительства пуста уже несколько лет. Чиновники мигрируют из мэрии в правительство и обратно. Показательный пример – Александр Мышев. Губернатор в 2018 году объявил, что Мышев виновен в срыве отопительного сезона в Саратове и потребовал уволить чиновника от мэра Михаила Исаева, летом 2019 года Мышев стал заместителем министра строительства и ЖКХ в правительстве Радаева. А нынешний вице-губернатор – председатель правительства Саратовской области Александр Стрелюхин вообще дважды возвращался на работу в правительство области, он работал и в команде Ипатова, и в команде Радаева.
Продолжение следует…
Николай Асафьев десять лет назад объяснял московскому репортеру, что у нас в городе есть особая форма патриотизма – чем хуже, тем лучше. Саратовцы могут смеяться над фонтаном говна, который прорвался напротив здания областного правительства, и шутить на тему: «Саратов – это город возможностей, например, из него можно уехать». Но, уехав, они скучают по городу, продолжают читать местные новости и участвовать в жизни Саратова.
Гражданское общество в городе и области есть, даже внутри полуживой Общественной палаты есть общественники, которые пытаются работать.

За десять лет в городе появились новые условно оппозиционные сообщества («Жить здесь», «Говорит Саратов», штаб Навального, «Голос», «Родительский надзор», фракция КПРФ в облдуме) и одиночные городские активисты (блогеры Денис Жабкин, Владимир Лешуков, Антон Богнер, Василий Пашкин), которые способны действовать совместно по важной повестке.

Активисты не стесняются предъявить мэру за неправильно вырубленное дерево и криво уложенный тротуар, сами проводят субботники, акции по раздельному сбору мусора (движение «Зеленый бык») и помогают одиноким пожилых людям («Забытые живые»).

В прошлом году Саратовская область потеряла 19 тысяч жителей, в позапрошлом – 22 тысячи. У нас умирают и не рожают, от нас уезжают. Есть теория, что те уехавшие, кто не успел укорениться на новом месте, из-за COVID-19 начнут возвращаться обратно, а тенденция о сохранении удаленки и после снятия коронавирусных ограничений только поможет этому. Получать московскую зарплату, но жить в городе с провинциальными ценами – это довольно приятно (конечно, если тут перестанут отключать холодную и горячую воду, и как-то справятся с адской пылью).
Спасибо, что дочитали этот текст до конца, предлагаю заложить «капсулу с посланием» на десять лет вперед. Пройдите по этой ссылке и ответьте на вопрос: Каким Саратов будет в 2030 году?
ТекстМария Алексашина
ИллюстрацииАнастасия Писаренко
ВерсткаМатвей Фляжников
Опубликовано – 27.05.2020

В материале использованы фото Романа Пятаков, Дениса Юлина, Веры Салмановой, Анны Недочетовой, с сайтов vvolodin.ru, law.kubsu.ru, vk.com