Будем строить долго, но на свои. Почему «народная стройка» инфекционной больницы вызывает вопросы?

Оценить
Будем строить долго, но на свои. Почему «народная стройка» инфекционной больницы вызывает вопросы?
Фото Ник Лухминский
Новую инфекционную больницу в Саратове было решено строить собственными силами, чтобы власть и строители могли контролировать и само строительство, и его финансирование.

Пандемия коронавируса обнажила проблемы российской медицины и показала тот ущерб, который нанесла ей так называемая оптимизация. Особенно сильно пострадали инфекционные клиники.

Видимо, авторы реформы полагали, что опаснее сезонных ОРВИ никакие инфекции нам не грозят. В частности, в Саратове была закрыта 6-я детская инфекционная больница, присматривались и к 5-й детской инфекционной. Но пандемия сломала планы оптимизации, пришлось перепрофилировать под COVID-госпитали обычные больницы и родильные дома. Уже в разгар эпидемии решили строить собственный инфекционный госпиталь. И вот здесь возникли странности.

Напомним коротко историю этой стройки. Первым высказал идею строительства инфекционной больницы председатель Торгово-промышленной палаты Алексей Антонов. По его словам, это была инициатива саратовских бизнесменов. При этом как-то по умолчанию было решено пойти методом народной стройки, то есть строить на благотворительные взносы. Первоначально только строительство больницы – без оборудования - оценивается приблизительно в миллиард двести миллионов рублей. Еще - опять же примерно - миллиард потребуется на установку современного оборудования.

Заметим, что прежде при строительстве медицинских учреждений такого масштаба неизменно привлекались средства федерального бюджета. Так было при строительстве перинатального центра на Зерновой улице, такая же история при строительстве онкологического центра.

Почему на этот раз не обратились в федеральный центр – непонятно. Другие губернаторы – об этом позже – обращались в Москву и получили необходимые средства или помощь в другом виде.

Для сбора пожертвований  организовали два фонда – один в Торгово-промышленной палате, другой образовала Общественная палата области. Причем здесь ОП, тоже непонятно: скорее всего, ее председатель просто решил немного попиарить себя и свою контору.

К началу мая известно, что деньги на строительство пожертвовали губернатор Валерий Радаев, вице-губернаторы Александр Стрелюхин и Игорь Пивоваров, мэр Саратова Михаил Исаев, спикер областной думы Александр Романов. В какой фонд они перечисляли средства, неясно. Пока также нет ясности, идет ли сбор средств населения и в какой фонд, известно только что собрано около 35 миллионов. Было также обращение сброситься к медикам области, потом последовало разъяснение, что предложение адресовано только главным врачам. Наконец стало известно, что 100 миллионов рублей в проект перечислит компания «Фосагро», чей завод удобрений расположен в Балакове.

Понятно, что в очередной раз надеялись на лоббистские возможности Вячеслава Володина. Ведь скорее всего, инициатива  принадлежала именно ему. Но обнародовать ее поручили Алексею Антонову. Вряд ли саратовские чиновники отважились на начинание такого масштаба по собственной воле, без согласования со спикером ГД.

И Володин не подвел. Сначала он заявил на странице volodin.saratov в Instagram: «Весь проект стоит один миллиард двести миллионов. Со своей стороны, постараюсь, чтобы средства в объеме 50 процентов на эти цели были найдены. Поэтому надеюсь, что вторая часть будет решена губернатором, правительством Саратовской области. Затем необходимо, конечно, её укомплектовать современным оборудованием. Это отдельная тема, и её правильно было бы обсудить также исходя из того, что порядка миллиарда необходимо на оборудование для этой больницы. Надеюсь, что на таких же паритетных началах вместе с губернатором, правительством Саратовской области мы сможем решить и эту задачу».

В общей сложности губернатору предстоит где-то изыскать миллиард рублей. Похоже, вопрос стоит так: «Если не дорожники, то кто»? Но дорожники не спешат. Радаеву остается только объявить сбор донатов на своей страничке в Instagram, где у него высокие рейтинги.

Володин же свое слово сдержал, сначала стало известно, что он «нашел» 461 миллион – примерно 40 процентов от стоимости строительства, источник средств на первых порах не был назван. Потом стало известно, что это помощь бюджета Москвы. Для столицы не самая большая сумма – примерно столько же - 451 миллион - было выделено на разгон облаков 9 мая. К тому же Москва не первый раз участвует в саратовских проектах, например, на столичные деньги благоустраивался центр города – пешеходная зона и т.д.

Тем временем под будущую больницу изыскан участок земли (кадастровый номер 64:48:040209:8), предыдущее назначение - «выращивания и реализации подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве». Площадь земли составляет 197,8 тысячи кв. м. Расположен участок в удалении от города на Петровском тракте. Это означает, что к будущей больнице еще надо подвести коммуникации, смонтировать установки обеззараживания стоков, что, понятно, сделает проект еще более дорогим.

Кстати, место выбрано не самое веселое – между двумя кладбищами – Елшанским и Сторожевским. Это, возможно, упростит логистику будущей больницы, но вряд ли повысит настроение пациентов. К тому же возникнут сложности в наборе персонала: не каждый захочет ездить в такие дали.

Проект больницы будет готов ориентировочно к 20 мая, но земляные работы уже начались. К строительству привлечены четыре организации, генеральный подрядчик - АО «Саратовоблжилстрой». Контролировать строительство от областной думы будет депутат Леонид Писной, он же генеральный директор АО «Саратовоблжилстрой». На самом деле это удобно: сам строишь, сам себя контролируешь.

С  самого начала проекта в саратовских СМИ появилась информация, что сметная стоимость больницы катастрофически занижена, указывалось, что примеры других регионов свидетельствуют о том, что построить заявленный объект за 1,2 млрд. рублей невозможно в принципе. Приводился в пример инфекционный корпус, который в рекордные сроки строила Москва, способный принять 800 больных.

По оценке «Ведомостей» ударная стройка Сергея Собянина обошлась бюджету в 16-22 млрд. рублей. Саратовская больница вдвое меньше московской по числу мест и больше, чем в десять раз, дешевле. Простите, но так не бывает. Тем не менее куратор и главный строитель больницы Писной уверен, что к 1 июля корпуса будут стоять.

Но дальше что? Поиск спонсоров на приобретение оборудования,  монтаж его, обустройство палат и боксов, при этом с совершенно неясными источниками финансирования? И когда строительство завершится?

Возникает вопрос: почему Саратов не пошел традиционным для всех регионов путем – не попросил денег из федерального бюджета? Как, например, это сделал Воронеж. 

Строительство инфекционной больницы в Воронеже. 

Напомним, решение о строительстве воронежского объекта было принято  во время общения по видеосвязи губернатора Александра Гусева и Владимира Путина 22 апреля. Гусев попросил Владимира Путина помочь в финансировании строительства в Воронеже новой инфекционной больницы.

По оценкам губернатора, стоимость строительства больницы — около 2,5 млрд. рублей (как и в Саратове). Область может софинансировать до 20 процентов от строительства, а само же строительство займёт ещё пару лет.

Президент предложил не ждать столько времени, а пойти по другому пути: построить в Воронеже капитальную быстровозводимую инфекционную больницу по проекту Минобороны. Шойгу подтвердил, что больницу по проекту Минобороны можно построить всего за два месяца, строительство уже идет полным ходом

По проекту Минобороны сейчас уже строятся 16 быстровозводимых многофункциональных медицинских центров в разных городах России. Работы на них начались в конце марта. До 30 апреля предполагалось сдать комплексы в Одинцове, Подольске, Нижнем Новгороде, Волгограде, Новосибирске, Оренбурге, Улан-Удэ, Уссурийске, комплекс в Нижнем Новгороде уже сдан. Комплексы в Ростове-на-Дону, Севастополе, Омске, Петропавловске-Камчатском, Хабаровском крае, Смоленске, Калининграде и в Ленинградской области должны быть сданы к 15 мая.

Так почему же мы не последовали примеру других городов России, а выбрали свой извилистый путь, который непонятно когда приведет к завершению строительства? По всей видимости, если бы Саратов попросил средства у Путина, то президент послал бы нас к Шойгу. Да, саратовские строители могли бы стать субподрядчиками строительства, но им (и чиновникам тоже), видимо, хотелось полного контроля и над строительством, и над его финансами. Вот и весь ответ. А то, что инфекционный комплекс будет готов тогда, когда пандемия завершится, это уже второй вопрос.