Сокращение добычи нефти: кто проиграл? Кажется, Россия

Оценить
Сокращение добычи нефти: кто проиграл? Кажется, Россия
Фото pixabay.com
Нефтяное перемирие в комментариях, цитатах + твит Дональда Трампа.

Страны-участницы ОПЕК+ по итогам четырехдневных переговоров подписали соглашение о сокращении добычи нефти на 9,7 миллиона баррелей в сутки. К соглашению присоединились США, Бразилия и Канада, которые сократят добычу еще на 3,7 млн. Дольше всего пришлось уговаривать Мексику, пока требуемое от нее сокращение – 0,23 млн, не приняли на себя США.

Нынешнее соглашение рассчитано на два месяца – май-июнь 2020 года. При условии соблюдения всеми участниками достигнутых договоренной, соглашение будет продлено. Сокращения в период с июня по декабрь 2020 года предусмотрены в объеме 8 миллионов всеми участниками. С января следующего года и до апреля 2022-го – ещё на 6 миллионов.

Сейчас много пишут, что если бы в начале марта Россия по инициативе Игоря Сечина не вышла бы из договора о сокращении объемов, то нам бы пришлось сокращать добычу только на 0,5 млн. Это не так – потребление нефти во всем мире резко сокращалось. Иное дело – падение котировок не было бы столь стремительным, и потери российского бюджета были бы меньше.

В физическом объеме наибольшее сокращение приходится на Российскую Федерацию и Саудовскую Аравию – обеим странам придется сократить добычу на 23 процента от нынешнего уровня. Но есть нюанс: обычный до кризиса уровень добычи Саудовской Аравии составлял 9,7 миллионов баррелей в сутки, то есть по факту сокращать им придется 1,2 миллиона баррелей в сутки. Сокращение объемов в России составить по предварительным оценкам 2,5 миллионов баррелей в сутки.

Российские официальные лица сделку одобрили и похвалили, правда, сдержанно.

«В сделке ОПЕК+ нет проигравших, все только выиграли», – прокомментировал переговоры Дмитрий Песков.

«РФ считает, что действия Саудовской Аравии по увеличению добычи были иррациональными, Россию очень сложно потеснить на рынке нефти», – считает министр энергетики Александр Новак.

Телеканалы полны восторгов: «Россия разгромила саудитов на нефтяном фронте», «Цель достигнута – американские сланцевики ушли с рынка». Попутно заметим, что американские компании, добывающие сланцевую нефть, наоборот получили преимущества, ведь экспорт топлива в США будет сокращен.

Президент Штатов Дональд Трамп очень доволен. Традиционно в твиттере он сообщил: «Большая нефтяная сделка с ОПЕК+ заключена. Это позволит сохранить сотни тысяч рабочих мест в Соединенных Штатах. Я хотел бы поблагодарить и поздравить президента России Путина и короля Саудовской Аравии Салмана. Я только что говорил с ними из овального кабинета. Великая сделка для всех».

В чем заключается польза от сделки для России и Саудовской Аравии, Трамп не уточнил, но сохранение сотен тысяч рабочих мест в США подчеркнул.

Но далеко не все разделяют оптимизм Дональда Трампа и российских официальных лиц. Например, Леонид Федун, вице-президент Лукойла, о соглашении ОПЕК+ по ограничению добычи нефти оценивает так:

«Я бы привел пример Брестского мира, когда большевики в 1918 году были вынуждены по различным причинам пойти на сделку с Германией, которая была унизительной и тяжелой. У меня примерно такая аналогия».

Напомним, Владимир Ильич Ленин Брестский мир вообще называл «похабным». При этом надо понимать, что Федун – человек, встроенный в систему, поэтому он еще осторожен в оценках. Независимые эксперты куда более пессимистичны.

Партнер информационно-консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин уверен: «Россия выступила главным донором этого сокращения добычи в рамках ОПЕК+ на 9,7 миллиона баррелей в день.

Данных о глубине сокращения внутреннего спроса на топливо пока нет, но, по моим оценкам, оно небольшое. НПЗ продолжат работать, а значит, получать нефть. Речь идет о сокращении экспорта российской нефти, причем очень существенно. Половину экспортного потока, который составляет примерно 5 миллионов баррелей в день, России надо уменьшить. Саудовцы продолжат ценовую войну, они направят этот накопленный резерв нефти на мировой рынок, вытесняя с него своих российских конкурентов.

Повторю: сокращается добыча нефти, а не ее экспорт. Саудовцы будут вытеснять российскую нефть с ее традиционного, европейского рынка, предлагая большие скидки и большие объемы своей нефти. Замечу, что Эр-Рияд не отказывался от предложенных скидок на свою нефть и увеличения поставок черного золота в Европу.

Последствия выполнения соглашения ОПЕК+ для российских нефтяников – это финансовый крах и гигантская безработица, причем не только для оказавшихся лишними сотрудников нефтяных компаний, но и для тех, кто обслуживает нефтяную отрасль.

Пострадают все поставщики чего-либо для нефтянки. По сути, это смерть нефтяной отрасли. Сотни тысяч людей окажутся без зарплат.

Я, честно говоря, выхода не вижу. Если добычу не снизить, против российской нефтянки будут введены санкции. Сокращение же таких объемов добычи надолго подорвет рентабельность российской нефтяной отрасли и ее способности формировать значительную часть доходов бюджета». 

К тому же есть сомнения в том, что договор окажется эффективным. Доктор экономических наук, профессор, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев считает: «Можно сказать, что поведение ОПЕК+ и России как её участника сегодня очень напоминает стиль кремлёвских начальников во внутренней экономической политике: они пытаются, как порой говорят, резать хвост кошке по частям. Сокращение добычи вдвое от текущих уровней – на 24–25 млн – могло бы перевернуть нефтяной рынок так же, как вливание в американскую экономику $5 трлн способно быстро вывести её из скоротечной рецессии. Однако фактическое сокращение на 9 млн похоже на одну из тех паллиативных мер, которые пока применяются в борьбе с экономическим кризисом в России.

Реальное падение производства составит в лучшем случае 9 млн, что не слишком много на фоне снижения глобального потребления, которое оценивается в пределах от 17 до чуть ли не 30 миллионов по сравнению со средними показателями за прошлый год.

Поэтому процесс заполнения хранилищ замедлится, но не остановится, перепроизводство останется реальностью, и цены могут вновь продолжить снижение к $26–28/баррель, окончательно сводя на нет иллюзорные выгоды. Рискну предположить, что понижательный тренд проявится прямо на следующей неделе, так как пасхальные праздники не дали рынкам немедленно отреагировать на заключённое соглашение».

Впрочем, колебания нефтяных котировок в ближайшее время покажут, что более обоснованно – пессимизм экспертов или оптимизм чиновников.

И совсем недавно нефтяная компания Saudi Aramco – единственная компания в Саудовской Аравиираскрыла официальные экспортные цены на нефть на май, пишет Bloomberg со ссылкой на документ компании, с которым ознакомилось агентство.

Как следует из документа, майские цены для поставок в Азию снижены на $2,95–$5,5 на баррель. Для рынка США цены выросли на $2,5–$4,2. Для Европы цены остались на прежнем уровне. Напомним, что в марте – начале апреля саудовцы объявили несколько существенных скидок на поставки в Европу.

Соглашение подписано, война ценовая война продолжается?