«Пока сам не позвонишь и не скажешь, что ты в зоне риска, никто не будет предпринимать меры контроля». Сотрудница «Свободных» вернулась из Литвы в Саратов
Рассказываем, что происходит в международных аэропортах и какие меры принимаются в России и Литве.
Вильнюс – город, опустевший за неделю
Я прилетела в Вильнюс 8 марта, в последний день праздника Святого Казимира. В Старом городе было очень много людей – кажется, все 500 тысяч жителей столицы Литвы закупались на ярмарке местным пивом, сырами, пряниками, хэндмейд-изделиями и безделушками с блошиных рынков.
Через неделю здесь можно было встретить от силы 5 человек на одном перекрестке. В аптеки пускали по одному человеку: очередь стояла прямо на улице. Масок не было даже в строительных магазинах. Зато почти у каждого в руках был антисептик.
На айфон регулярно приходили сообщения об усилении санитарных мер в Литве, но все они были на литовском, поэтому гаджет с вибрацией SOS только добавлял стресса.
«Ваш рейс отменен. Приносим свои изменения»
Я приняла решение возвращаться в Россию как можно скорее: государства начали закрывать свои границы.
Ближайшей рейс, которым можно было прилететь в Москву, был в понедельник, 15 марта, в 9 утра. Накануне вылета мне пришло сообщение от перевозчика: «Ваш рейс отменен. Приносим свои изменения».
Через полчаса стало понятно, что авиакомпания просто поменяла Suhoi Superjet на более вместительный Airbus и перенесла время. Видимо для того, чтобы за один перелет вывезти как можно больше людей. Теперь я должна была лететь во вторник в 5 утра. Но снова зловещее сообщение: «Ваш рейс перенесли на 11.00». Хорошее в этом тоже есть – можно выспаться.
Аэропорт в Вильнюсе – платить можно только картой из-за карантина
В 9 утра вторника я уже была в аэропорте. Все сотрудники были в масках с клапанами и перчатках. Людей прогоняли через одну стойку регистрации, из-за чего были приличные очереди. Некоторые кашляли или чихали, и это немного пугало. Но самое интересное – в масках были далеко не все.
В обеденное время, насколько я поняла, было всего два рейса – во Франкфурт и в Москву. К моему совсем «не удивлению» мой рейс опять перенесли, в этот раз на 12.30. Оба рейса задерживались, а все люди находились в двух маленьких залах ожидания, там было довольно душно и тесно.
«Наш борт возвращается на стоянку по требованию таможни Литвы»
Скажу честно, когда мы ехали трансфером в самолет, стало немного спокойнее. Еще чуть-чуть – и ты будешь дома. Но не в этот раз. Когда всех пассажиров погрузили в самолет, борт (спасибо, кэп) отправился на взлетно-посадочную полосу. Едем. Еще едем. Обращение борт-проводника: «Наш борт возвращается на стоянку по требованию таможни Литвы. Приносим свои извинения».
Тут уже не до извинений: мы едем обратно, а никакой информации нам никто не дает. Через какое-то время в самолет поднимаются четыре мужчины. Мы вернулись за ними.
Люди в белом
После приземления в Москве никого не выпускали из самолета.
Прямо на борт поднялся человек в белом защитном костюме, который измерил каждому пассажиру температуру тела. Это устройство похоже на камеру. Кто-то спросил: «Ну, что? У меня все нормально?». Человек в белом ответил: «Если что, я бы завизжал первым».
Следом за этой процедурой всем пассажирам раздали маски на лица, без которых нельзя выходить из самолета. После – все заполняли документы: указывали место, рейс, авиакомпанию.
Лаборатория в «Шереметьево» – ни одного анализа я не сдала
По моим догадкам, рейс откладывали из-за вместимости терминала F. Именно эта зона аэропорта «Шереметьево» принимала все международные рейсы. Здесь же была устроена лаборатория. Всем снова предстояло заполнить кучу бумаг.
Меня отправили к медикам. Но, когда они узнали, что уже через несколько часов я сяду на поезд и уеду в Саратов, меня отпустили. Москвича, с которым мы летели рядом, тоже не стали проверять. Я вообще не заметила, чтобы там кто-то сдавал анализы, хотя количество медиков было внушительным. Возможно, я была в сильном нервном напряжении и не обратила на это внимание.
Анализы на коронавирус в Саратове
Чтобы узнать, какие меры предпринимать в Саратове после возвращения из Литвы, пришлось совершить несколько звонков в Роспотребнадзор и городские поликлиники.
В Роспотребнадзоре сначала мне ответили по общей линии – настоятельно рекомендовали не выходить из дома и не приходить сдавать анализ самостоятельно. Потом предложили соединиться со специалистами, но все они были заняты. Поэтому попросили оставить свои контактные данные, чтобы они перезвонили. Мне никто не позвонил.
Тогда я решила позвонить в поликлинику по месту прописки – там также сказали про двухнедельный карантин. Но сдать анализы я могу только в медучреждении по адресу проживания. Сейчас я живу отдельно от близких из-за угрозы возможного заражения. Я дозвонилась до инфекционного отделения местной поликлиники. Со мной говорили крайне вежливо: узнали, как и с кем контактирую, выхожу ли из дома, каким рейсом летела, на каком месте и сколько находилась в Литве.
Ко мне уже направили врача для осмотра. Через 10 дней врач придет еще раз – взять анализы на коронавирус.
Совесть – единственный «контролер»
Я до сих пор не знаю, должны ли медучреждения самостоятельно фиксировать поток туристов. Но понятно одно: пока сам не позвонишь и не скажешь, что ты в зоне риска, никто не будет предпринимать меры контроля.
Теоретически любой человек, прилетевший из Европы, может уже болеть коронавирусом, может никуда не сообщать, ходить в людные места и подвергать жизнь людей опасности.
Получается, собственная ответственность была моим единственным «контролером» до звонков в государственные структуры.
«Свободные» собрали для вас всю актуальную информацию о том, как защититься, как правильно уходить в самоизоляцию и о том, насколько регион готов к пандемии: Фейки, факты и профилактика: как защитить себя от коронавируса в Саратовской области?