«Один выстрел – и жизнь удалась». Психолог Екатерина Кибкало о том, что толкает подростков на массовые убийства в школе

Оценить

Сегодня, 26 февраля, стало известно, что по подозрению в планировании массового убийства задержаны два саратовских школьника 14 и 15 лет. Перед каникулами они хотели убить в своей школе около сорока человек.

В России это не первый подобный случай: чуть меньше месяца назад в Костроме три подростка вынашивали идею «скулшутинга» в учебном заведении. Их личности установили силовики. В мае прошлого года в Вольске Саратовской области в школе №4 15-летний подросток ударил топором 12-летнюю ученицу, перед этим бросив в класс и в коридоре бутылки с легковоспламеняющейся жидкостью. В манифесте, распространенном от его имени, было сказано, что его вдохновил керченский стрелок Владислав Росляков.

Екатерина КибкалоЧто толкает подростков на такую жестокость? В чем причина подобного поведения? С этими вопросами мы обратились к саратовскому подростковому психологу Екатерине Кибкало.

– Екатерина, как вы думаете, в чем причина такого поведения подростков? Что заставляет вчерашних детей планировать столь жестокие вещи?

– Скорее всего, это проблемы в семье – эмоциональные, в первую очередь. И засилье игр, фильмов, демонстрирующих жестокость.

– Эмоциональные проблемы какого рода?

– Я считаю, что любого. Научного исследования на эту тему мне не попадалось. Навскидку сказать сложно. Но я думаю, что проблемы любого вида, где ребенок чувствует себя нелюбимым, где у него страдает самооценка. Игра или фильм же показывают простой путь решения проблемы: один выстрел, и кажется, что всё, жизнь удалась.

Нынешний век он скоростной. В этом скоростном веке, где всё на бегу, у родителей мало возможностей обращать внимание на собственных детей.

– Вы говорите о влиянии семьи, но может ли школа оказывать давление на подростков?

– За те тридцать лет, что я работаю, по моим наблюдениям школа стала очень механистичной. Так что да, я думаю, она вполне может «давить» детей.

Раньше речь всегда шла не только об образовательном, но и о воспитательном процессе. Индивидуальный подход был не только на бумаге, так же, как и воспитательные задачи.

Потом школа всё больше стала напоминать вуз: хочешь – учись, не хочешь – не учись.

К тому же, у некоторых учителей есть такая потребность – поднимать самооценку за счет беззащитных детей. Как правило, это начинается еще в начальной школе. И дальше – в средней и старшей – может продолжаться. Подросток – человек уязвимый – сталкивается с тем, что его унижают, что ни в школе, ни дома его защитить не могут.

И если так совпало, что школе не до ребенка, семье не до ребенка, если еще и характер этому способствует, если подросток демонстративен или склонен к аффектам, мы можем получать такое агрессивное поведение.

Я сейчас работаю с одним подростком – очень хороший мальчишка, но попал в непростую ситуацию. Рассказывает: «Я боюсь отвечать на уроке. Когда я отвечаю, одноклассники надо мной смеются». Выясняем, как реагирует учитель. Оказывается, когда ученик что-то говорит у доски неправильно, она его высмеивает. Потом высмеивает тех, кто начинает смеяться. Вместо того, чтобы запретить такую структуру поведения, учитель сам к ней подключен, он её формирует.

Подростки – люди жестокие. Они, мало того, что принимают всё за чистую монету. Но они еще и рады затравить того, кого травят. Если одноклассника высмеивают, значит, ату его.

– Низкая ценность человеческой жизни – это признак возраста?

– Да, это феномен подростковости. Разбушевавшиеся гормоны оказывают на психику огромное воздействие. Порой, непредсказуемое. Довольно часто подросток сам себя не контролирует. А мир вокруг очень злой. Поэтому они не всегда соображают, чем обернется то, что они задумали. И в силу импульсивности, присущей возрасту, совершают подобные поступки.