Быков о приговоре по делу «Сети»: Даже уничтожение половины россиян не вызовет в стране массовых протестов

Оценить

Писатель Дмитрий Быков в эфире программы «Один» на «Эхе Москвы» прокомментировал суровый приговор фигурантам группировки «Сеть» (организация признана террористической решением Московского окружного военного суда от 17 января 2019 года, её деятельность запрещена в РФ - прим. ред.). Стенограмма фрагмента передачи опубликована на сайте радиостанции.

Собеседник ведущих, анализируя решение суда, задался вопросами: «а что нельзя сделать сегодня с населением России?», «Что вызовет у него решительный протест?». Он подчеркнул, что в условиях старения населения РФ для многих граждан фигуранты дела «Сети» могли ассоциироваться с их собственными детьми или младшими братьями.

«А что нельзя сделать сегодня? Всех детей арестовать по подозрению в вольномыслии и в неправильном использовании интернета, пытать детей - что можно сделать, чтобы вызвать реальный массовый протест?», - спросил Быков.

Он заметил, что резонансное дело Егора Жукова, несмотря на массовую поддержку юноши общественностью, деятелями науки и культуры, не стало переломным.

«Когда люди в царской России узнавали о применении пыток во время дознания (помните эпизод в фильме «Доживем до понедельника»), это вызывало колоссальный всплеск негодования, - заявил собеседник радиостанции. - А чем можно удивить сегодняшнее российское общество, которое в атмосфере пыточного террора напоминает вторую половину 30-х годов, когда о пытках, вспоминает Ахматова, уже говорили открыто. Чем можно это общество удивить, чего нельзя сделать?».

Далее писатель попытался назвать такие действия российских властей, которые гипотетически должны были бы привести к массовым протестам.

«Закрытие всех границ - нет, многие скажут, что давно пора. Массовый отъем всех денег у населения - скажут, правильно, не жили хорошо, нечего и начинать. Публичные казни, в диапазоне от повешения до сожжения, - скажут, так и надо. «Вообще, нам нужна палка, мы без палки не понимаем», - подчеркнул он. - То есть не могу представить ситуацию, которая сегодня вызвала бы удивление, во-первых, потому что мы не удивляемся ничему, а во-вторых, массовый протест».

Быков признался, что не понимает причин такого поведения российского общества в условиях, когда властями «забетонировано» личное пространство, одиночный выход с плакатом уже расценивается как массовый террор и даже Конституционный суд отказывается защищать права граждан.

«Попытки действовать в правовом поле при отсутствии правового государства бессмысленны, а любые неправовые действия запрещены, забетонированы и неприемлемы. Так что действительно сегодня такое народонаселение (народом это при всем желании не назовешь) универсально пластично, с ним действительно можно сделать все: можно развязать любую войну и оправдать ее ведением любые внутренние репрессии, - резюмировал он. - Можно напасть на любого соседа, и сосед всегда окажется пред нами виноват. Можно просто начать прицельное уничтожение населения в целях повышения личных доходов тех, кто останется. И действительно, если половина населения - это не предложение ни в коем случае, не рекомендация - если половину населения уничтожить, доходы другой половины вырастут вдвое. Но это не вызовет осознанного протеста. Более того, у россиян воспиталось ощущение какой-то заслуженности настоящего, какой-то глубокой его обоснованности».

  • Ранее матери осужденных по делу «Сети» россиян создали объединение «Матери против политических репрессий». Женщины подчеркнули, что российский народ сейчас запуган. «Все сидят и трясутся: «Лишь бы меня не коснулось, лишь бы меня не тронули», - власти добились своего», - выразила свою точку зрения журналистам Елена Самонина.