От мусора, грязи и очередей в больницах. Саратовцы рассказали, почему уезжают в другие провинциальные города России

Оценить
В прошлом году Саратовская область потеряла 19 тысяч жителей, в позапрошлом – 22. Казалось бы, ситуация немного улучшилась, но наш регион в этом году стал лидером в России по абсолютной убыли населения.

Принято считать, что саратовцы уезжают за границу, в Москву или в Санкт-Петербург. Даже мэр Саратова Михаил Исаев признался, что его знакомые переехали в столицу. Спикер Госдумы Вячеслав Володин высказал свои предположения, почему люди бегут из региона: «заработная плата низкая, хамства много, комфорта мало».

Мы спросили у тех, кто уехал в нестоличные регионы России, почему они решились на такой шаг, чем новое место жительства лучше Саратова и чего не хватает нашему городу/региону, чтобы тут тоже было хорошо. 

Марина Вострикова, уехала из Саратова в Калининград
«Смотрю на цветники и вазоны в окнах и понимаю, что Саратов и Калининград как две разные планеты»

Бытовые необустроенные вопросы доконали. Последней каплей стала прогулка по Солнечному с маленьким сыном. Шли по дорожке, он тыкал в асфальт и спрашивал, что это под ногами? Мусор. А это что? Тоже мусор. И еще текли реки воды, постоянно, по уши приходили грязными с прогулки. А я в то время собрала по всему многоквартирному дому заявления с жильцов, нам отремонтировали подъезд, было красиво ровно пару недель. Вернулась как-то, а там все убито снова, жильцы сами же все и испортили снова. Решила, что больше не смогу так, хочу в более красивых местах гулять с ребенком.

Друзья в тот же момент переехали в Калининград и среди зимы скинули фотку с зеленой травой. Поняла, что лучше точно в Калининграде, и переехала. Сейчас в феврале тут подснежники цветут, и я хожу в чистой обуви замшевой, неделями не чищу. И машина белая, слегка забрызгана совсем. Чистое лобовое стекло полностью, а не в зоне дворников. И к нам во двор приезжает белый мусоровоз. Дважды в год тут асфальт моют с порошком. Еще тут нет зимы, ветер и дождь не в счет. Щетку для снега так и не стала везти сюда из Саратова, не нужна она тут.

Уже не знаю, чего не хватает. Раньше думала, что точечно можно оптимистично порешать что-то, а сейчас вижу, что нет у меня советов. Мне страшно в Саратове ездить с ребенком в такси, манера вождения, как оказалось, отличается в худшую сторону (в Астрахани такая же история, кстати, мы не одни такие). Резко, грубо, с максимальной скоростью старта и без уважения. В Калининграде медленно, но очень безопасно оказалось, аварий на порядок меньше. Чистоты не хватает, это тотальная переделка инфраструктуры нужна. Через борьбу и выживание идет всё, вопреки. А оказалось, сменой города можно жить не «от», а «к», в парадигме «как может быть еще лучше, чем сейчас». Смотрю на цветники и вазоны в окнах и понимаю, что как две разные планеты это, и нет советов, что поменять в Саратове, кроме как переехать.

 

Moskalenko
Маргарита Москаленко, переехала из Саратова в Новосибирск
«Пройти обследование, сделать УЗИ, родить, сделать ребенку все необходимые прививки – это все БЕСПЛАТНО и без очередей»

Я переехала сюда в 2016 году вслед за мужем-военным. Поначалу было ожидание, что изменится только часовой пояс (разница с Саратовом +3 часа). Но, как оказалось, отличий было немало и все в лучшую сторону. 

Что первым бросается в глаза – это дороги. В Новосибирске они в идеальном состоянии, несмотря на то, что средняя температура воздуха здесь на порядок ниже саратовской. Собственно, и работа коммунальных служб здесь скоординирована до автоматизма. Если осадки выпадают в ночь, жители могут быть спокойны, что утром они беспрепятственно доедут до работы.Причем, очищены будут и тротуары.

Об очистке придомовых территорий всех предупреждают заранее через объявления на подъездах и сайты администраций и УК. И в указанное время расчистки на дорогах действительно появляется транспорт, а жители добросовестно убирают свои автомобили. 

В Новосибирске каждый второй двор обустроен шлагбаумом, который жильцы открывают через приложения. Это сделано по нескольким причинам: во-первых – детские площадки, а они в каждом дворе, во-вторых – парковочные места, которые рассчитаны точно на всех жителей двора, в-третьих – через двор не проезжают «крадущиеся маршрутки», которые объезжают пробки (что, кстати, часто происходит в Саратове).

Что касается общественного транспорта, в Новосибирске можно добраться куда угодно на метро, маршрутках, автобусах, троллейбусах и трамваях. В начале декабря прошлого года проезд подорожал на 2-3 рубля. Теперь поездка на троллейбусах и автобусах стоит 24 рубля, на трамвае – 23 рубля, а жетон на метро можно купить за 25 рублей.

По сравнению с Саратовом Новосибирск – очень чистый город. За все время проживания здесь я ни разу не видела, чтобы мусор вываливался из контейнеров и урн. Каждый день на улицах трудятся дворники. Их можно встретить везде, во дворах, на тротуарах, скверах, аллеях. Кстати, места для отдыха – это отдельная тема. Их в Новосибирске огромное количество. Отдельно отмечу зоопарк и аквапарк, которых в Саратове нет.

Став матерью, я поняла, что решение о переезде в Новосибирск – было самым верным, потому что уровень медицины и ее доступность здесь находится совершенно на другом уровне. Если кратко, то пройти обследование, сделать УЗИ, родить, сделать ребенку все необходимые прививки – это все БЕСПЛАТНО и без очередей. Уровень специалистов я оценила после того, как родила второго ребенка в Саратове. Оценила и быстро уехала обратно.

Ну и последнее отличие – это отсутствие очередей для устройства в детские сады и школы. Стоимость их не сильно отличается от саратовской, но и уровень зарплат в Новосибирске в разы выше. Кстати, здесь, чтобы ученикам начальной школы не пойти на уроки, нужно чтобы столбик термометра опустился до -25 градусов. Чтобы отменили занятия для учеников 10-11 классов, температура воздуха должна быть ниже -35 градусов.

 

Peredelskaya
Ксения Передельская, переехала из Саратова в Псков
«Когда случился снежный коллапс, и весь Саратов был парализован, это трагическим образом сказалось на нашей семье»

В Саратове у нас с мужем свой бизнес — кофейня, которой уже практически три года. Мы любим путешествовать и везде общаемся с такими же владельцами малого бизнеса. Мы понимали, что хотим открывать что-то новое, другой проект, но уже точно не в Саратове. 

Наш выбор остановился на Пскове. Это величественный, по-европейски аккуратный город, но с атмосферой Древней Руси. За год его посещает около миллиона человек. Саратов этим похвастаться не может, к сожалению. 

В Пскове поддерживают малый бизнес. Есть возможность взять льготный заем под малый процент без залогов движимого или недвижимого имущества. Через заведения здесь может проходит много «туристических денег» как русских, так и зарубежных. В Саратове, как грибы после дождя, постоянно возникают кофейни/бары/кафе. Их много. К сожалению, они так же быстро и закрываются. В Пскове ниша не настолько переполнена, здесь есть место для заведений с хорошей концепцией и грамотным подходом к развитию. 

Хотя Псков — один из старейших городов России, он находится всего в 30 минутах от границы с Европой. Это дает возможность путешествовать на машине. Знаем, что здесь все ездят на шопинг в Эстонию. У большей части населения есть визы, для них это норма. 

Впечатление от Пскова такое, что его очень любят, за ним следят. Здесь постоянно проходят реконструкции старинных зданий, они в великолепном состоянии. У нас в Саратове они разваливаются, пока совсем не грохнутся. 

Мы живем в центре города, здесь очень атмосферно. В Саратове меня всегда печалил тот факт, что даже центр города у нас неаккуратный, грязный и пыльный. В Пскове следят за внешней картинкой — нет многочисленных билбордов, вывески согласовываются, в центре здания определённой высоты.  

Один из самых больных для меня вопросов в Саратове — это уборка города. Причем, и мусора, и снега. В прошлом году, когда случился этот снежный коллапс, и весь Саратов был парализован, это трагическим образом сказалось на нашей семье. Мы живем в частном секторе (7-я Дачная), и бабушке стало плохо с сердцем. Все кареты скорой помощи были недоступны. Даже платные. В итоге к нам приехали через час, но застряли в сугробах, пошли пешком, прошли нужный поворот и заблудились. Не успели. А могли бы. 

Очень хотелось бы, чтобы всё было как надо. Не сверх возможностей города, но чтобы хотя бы он функционировал, как должен функционировать. Чтобы снег убирали, чтобы трамваи ходили (о, как часто они ломаются), чтобы мусор не перекатывался по улицам. 

Как-то услышала одну фразу и даже посмотрела атмосферный видеоролик моего знакомого видеографа, где главной мыслью было «Саратов — город моей юности». Как-то так я про него и думаю. Я люблю Саратов, но это не город для зрелости и, тем более, старости.

 

Дарья Саратовкина, переехала в Казань
«Здесь больше различных мероприятий, да и дороги, будь они неладны, шикарные»

Четыре года работала я в филиале компании, которая специализируется на HoReCa (обеспечении работы отелей, ресторанов и кафе). Последние два из них — категорийным менеджером в отделе закупок. Я искала кондитерские изделия, которые можно ввести в ассортимент, а также поставщиков десертов и их ингредиентов. Два года назад головной офис компании, к которому относился мой отдел, переехал в Москву, аналогичную работу по условиям и зарплате найти в Саратове я не смогла.

10 февраля 2018 года я переехала в Казань. Никаких договоренностей о трудоустройстве у меня не было, но работу нашла быстро и уже в конце месяца вышла на новое место. Правда, через месяц пришлось ее поменять, потому что выплатили сумму меньше, чем обещали. Ушла в ту компанию, где работаю и сейчас.

Казань — это третья столица России. Богатая, красивая, и близко к дому. В медленном темпе девять часов за рулем, и я дома. Здесь больше различных мероприятий, да и дороги, будь они неладны, шикарные. Казань больше денег вкладывает в себя. Воровство никто не отменял, но больше бюджет — больше остается городу. И он становится лучше.

 

Денис Чуков, переехал из Саратова в Воронеж
«Недавно вместе со мной на попутной машине в Воронеж ехала работать «вахтовым» способом… официантка!»

Я переехал в Воронеж летом 2015 года, то есть живу здесь уже без малого пять лет. Поэтому теперь Воронеж – это мой третий родной город, после Саратова, где я родился и окончил школу, и Москвы, где я прожил в совокупности около девяти лет.

Москва имеет совершенно другие масштабы, чем Саратов. А вот Воронеж примерно такой же, и разница бросается в глаза. Помню, когда я приезжал в Саратов как-то в марте, на перекрёстке Московской и Чапаева на тротуаре провалился асфальт, образовав яму диаметром метра полтора. Когда я в следующий раз приехал в июле, яма была на месте. В самом центре города, за два квартала от областного правительства! В Воронеже представить себе такое просто невозможно.

Две зимы подряд, в 2018 и 2019 годах, я регулярно дразнил своих саратовских друзей на фейсбуке, выкладывая фотографии своего пути на работу. В то время, как в Саратове люди падали под колеса транспорта со снежно-ледяных гор, в Воронеже даже не в центре (я живу на левом берегу) все остановки утром были очищены от снега и льда.

В Воронеже деревья аккуратно обрезают, а не корнают до ствола и не рубят под корень. Недавно привели в порядок запущенный сквер у ДК Кирова, мимо которого я хожу на работу. Заросли расчистили, газон перекопали, уложили новые удобные дорожки плиткой, но деревья сохранили, аккуратно опилив кроны. В большинстве скверов оборудован полив.

Кстати, массовую замену крышек люков на полимерные воронежский водоканал выполнил ещё в далёком 2012 году. И ещё по поводу водоканала. Горячую воду для опрессовки отключают строго летом, и не всегда на две недели, чаще всего справляются быстрее. Холодную на моей памяти отключали единственный раз (за пять лет!) на три дня.

Стоимость проезда в общественном транспорте подняли до 23 рублей совсем недавно, раньше было 17 рублей. Но и сейчас при оплате картой стоимость меньше – 21 рубль. И терминалы есть во всех автобусах и маршрутках.

Ну и последнее по списку, а не по значению. Насколько лучше в Воронеже с работой. Я возьму свою профессию, программист 1С, полная занятость, полный рабочий день. В Саратове: 34 вакансии. В Воронеже: 88 вакансий. В 2,5 раз больше, при этом соотношение численности населения – 1.25. В других профессиях соотношение аналогичное. Недавно вместе со мной на попутной машине в Воронеж ехала работать «вахтовым» способом… официантка! То есть даже в сфере общепита в Саратове сложнее найти работу.

На мой взгляд, разница между Саратовом и Воронежем объясняется просто. Возьмём краткую биографию бывшего воронежского мэра, а ныне губернатора Александра Гусева:

Закончил Ярославский политехнический институт по специальности «Химик-технолог». После института работал по специальности на заводе «Воронежсинтезкаучук» мастером смены, затем инженером-технологом, затем начальником производства, техническим директором, заместителем генерального директора и лишь через 22 года дорос до генерального директора. Кандидат химических наук, автор и соавтор 35 (!) изобретений. С таким опытом управления одним из крупнейших воронежских предприятий попал в областное правительство, возглавлял департамент промышленности, транспорта и связи. И лишь затем был избран мэром Воронежа.

Теперь новый мэр, Вадим Кстенин. Закончил Воронежскую архитектурно-строительную академию. Карьеру начинает в компании «Воронежнефтепродукт» с должности инженера в отделе капитального строительства, через некоторое время дорастает до главного инженера.

Оттуда переходит на работу в мэрию. Через несколько лет – в областное правительство, где в течение пяти лет руководит управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.

Что мы видим? Реальное, не для галочки, высшее образование, а не диплом «коммерческого института». Нормальная, последовательная карьера, которая начинается с работы по специальности. Высокие должности, занятые не благодаря выгодному браку или работе личным телохранителем. Не так уж сложно, не так ли?

 

Текст подготовлен коллективом ИА «Свободные новости»