Счетная палата: Правительство Медведева не умело планировать и слышать запросы общества
Счетная палата РФ опубликовала бюллетень, посвященный состоянию системы федеральных органов исполнительной власти в 2019 году.
В прошлом году, подсчитали аудиторы, среди подведомственных правительству РФ структур насчитывалось 17 министерств, четыре федеральных службы, три федеральных агентства. У девяти министерств в общей сложности имеется 15 подведомственных федеральных служб и 14 агентств. К началу прошлого года в 53 федеральных структурах работали 368,2 тысячи человек, расходы федерального бюджета на них составили 9,5 триллиона рублей (данная сумма включает расходы на реализацию функций в установленной сфере, - оговорились в Счетной палате). В 29 подведомственных этим структурам организациях работали 333,1 тысячи человек, на которых федеральный бюджет в 2018 году потратил более 1,5 триллиона рублей.
«Счетная палата провела стратегический аудит формирования и достижения показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти и сделала вывод о неэффективности системы стратегического планирования. В стратегическом планировании выявлены проблемы нормативного регулирования, методического обеспечения, организации контроля, открытости и доступности информации, - подчеркивают аудиторы в отчете. - Ни один из утвержденных планов деятельности ФОИВ на 2019–2024 годы не соответствует установленным требованиям. В планы деятельности ФОИВ включено только 26 % показателей госпрограмм и подпрограмм, за которые они отвечают. Из показателей национальных и федеральных проектов в планах учтено 55%».
В СП подчеркнули, что методология планирования целевых и индикативных показателей деятельности федеральных чиновников должна быть пересмотрена. К примеру, в правительстве вообще отсутствует методика влияния работы ФОИВ на реализацию нацпроектов.
Также в системе стратегического планирования правительства аудиторы не нашли системы управления рисками.
«Несовершенство планирования и методического обеспечения приводит к невыполнению установленных ФОИВ показателей деятельности. В 2017 и 2018 годах не достигнут каждый пятый показатель деятельности ФОИВ», - подчеркивают в СП.
Также проверка палаты показала, что планы работы структур правительства РФ не строятся на принципах открытости и информативности, обратная связь с обществом по поводу его удовлетворенности от работы чиновников не налажена.
В итоге, резюмируют авторы доклада, «цели государственного управления на этапах планирования, корректировки планов, мониторинга, контроля и оценки промежуточных и конечных общественно значимых результатов по сферам деятельности ФОИВ не достигаются». Нормативные акты, регламентирующие оценку деятельности федеральных чиновников, даже не учитывают «майский» указ президента Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и не позволяют достичь стратегических целей по развитию РФ.
«Ни один из утвержденных планов деятельности ФОИВ на 2019–2024 годы не соответствует требованиям, установленным правительством, - продолжают в Счетной палате. - Показатели деятельности ФОИВ часто не связаны с показателями федеральных проектов, национальных проектов и государственных программ Российской Федерации».
К примеру, в планы деятельности федеральных министерств и ведомств на 2019–2024 годы оказалось включено только 26% показателей государственных программ и 55 % показателей федеральных проектов и национальных проектов.
«При этом отмечается рост показателей, отражающих промежуточные результаты деятельности ФОИВ, и сокращение показателей, отражающих достижение конечных результатов их деятельности. Доклады о ходе реализации планов деятельности ФОИВ за отчетный год носят формальный характер», - заметили аудиторы.
Но даже и эти планы федеральные чиновники выполнить не могут, информирует СП. Так, в 2017 году ФОИВ не достигнуто 22,9% показателей, по которым оценивалась их работа. Кроме того, в 2017 и 2018 годах оценка деятельности ФОИВ по фактически достигнутым значениям показателей деятельности, а также оценка социальной значимости полученных результатов не проводилась вовсе.
Еще одной бедой федерального правительства Счетная палата назвала низкий уровень применения информационных технологий.
Доклад СП направит в обе палаты российского парламента, а также в Правительство РФ.
- В середине января сразу после зачтения президентом Владимиром Путиным послания Федеральному Собранию было объявлено об отставке правительства Дмитрия Медведева в полном составе. На следующий день глава государства подписал указы о назначении Дмитрия Медведева в Совет Безопасности и Михаила Мишустина - на должность премьер-министра.
- Медведев, объясняя свою отставку, заявил, что президент Владимир Путин поставил «столь масштабные задачи по обновлению политической системы, в известной степени даже изменению баланса властей в стране», что для принятия дальнейших решений он должен быть «абсолютно свободен в том, чтобы их обсуждать и принимать без оглядки на какие-либо другие факторы. Включая фактор правительства».
- Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявлял, что сейчас для достижения национальных целей необходимо «правительство с максимальной эффективностью, с максимальной динамикой в работе и гибкостью в работе».
- Социологические исследования показали, что россияне уже одобряют работу Мишустина больше, чем его предшественника, а правительство Медведева со своими задачами не справилось.