«Русагро» банкротит «Солнечные продукты». В чём суть - объясняем просто (насколько возможно)

Оценить

Коротко:

В 2018 году ГК «Русагро» купила контрольный пакет акций «Солнечных продуктов». Теперь «Солнечные продукты» попали под управление компании «Русагро». После покупки ГК «Русагро» обнаружила у ряда предприятий «Солнечных продуктов» долги на миллиарды рублей и начала их банкротить. Эти долги внутрикорпоративные, а не внешние, что даёт полный контроль над банкротством. Но в итоге «Русагро» должна выплатить огромные кредиты «Солнечных продуктов». Вместе с тем «Русагро» может распоряжаться ресурсами «Солнечных продуктов» и получать ещё большие доходы. Может продать ненужные активы и оставить себе рентабельные.

 

Подробнее: 

«Русагро» хочет обанкротить предприятие «Волжский терминал» (относится к «Солнечным продуктам»). В начале Арбитражный суд Саратовской области был на стороне «Русагро». Но другим кредиторам «Терминала» не понравилось, что их интересы не учли. Они обратились в Двенадцатый арбитраж с апелляционными жалобами. Суд встал на их сторону, и планы «Русагро» были нарушены. 

В своё время «Волжский терминал» стал поручителем по кредиту между Россельхозбанком и Торговым домом «Солнечные продукты» на 600 миллионов рублей. Позже банк и «Русагро» заключили договор уступки прав. Кредитором «Волжского терминала» стал агрохолдинг. «Волжский терминал» не выплатил процент за использование кредита. Компания «Русагро» подала иск о банкротстве «Волжского терминала», потребовав погасить весь займ досрочно. 

Суд уже установил аффилированность между ГК «Русагро» и ГК «Солнечные продукты» (куда входит и «Волжский терминал»). Контролируемое банкротство происходит в интересах «Русагро» и в ущерб независимым кредиторам. В суде они утверждают, что право требовать долг «Русагро» приобрела за счёт средств группы компаний. В том числе за счёт дохода и имущества «Солнечных продуктов».

По сути «Солнечные продукты» дали свои деньги «Русагро», чтобы компания «Русагро» начала требовать долги с «Солнечных продуктов». А значит, имела возможность их обанкротить.

Для этой цели была искусственно создана невыплата 8 миллионов рублей по кредитному договору «Русагро». Ведь структуры «Солнечных продуктов» смогли перечислить «Русагро» 3,2 миллиарда рублей. В свою очередь «Волжский терминал» отдал 518 миллионов. Но просрочил уплату процентов за октябрь 2018 года — тех самых 8 миллионов. Суд не поверил, что «Солнечные продукты» не имели этих денег для уплаты долга. 

«Русагро» хочет обанкротить и другие структуры «Солнечных продуктов». Например, компания выступает заявителем по делам ООО «Э.Х.», «Ж.К.», АО «Жировой комбинат», «Элеваторхолдинг», АО «ТД Янтарный», «ТД «Русский гектар», «Аткарский МЭЗ», «Агротранс», ООО «Новопокровское», «Торговый Дом «Солнечные продукты», «Янтарное», «МЭЗ», ЗАО «Мадин». Исходя из решений суда по аналогичным делам ранее, можно предположить, что он откажет компании «Русагро». 

Из отчёта «Русагро» за 2018 год следует, что за счёт консолидации с активами «Солнечных продуктов» компания получила рекордный доход. Теперь ненужное можно продать. А рентабельные активы включить в бизнес-процессы. 

Примечательно, что «Русагро» приобрела право требования к участникам ГК «Солнечные продукты» на общую сумму в 35,16 миллиарда рублей за 34,71 миллиарда меновой стоимости в рассрочку. «Русагро» утверждает, что вносит платежи из своих средств. При этом не отрицает, что со счетов юрлиц «Солнечных продуктов» «Русагро» перечислили деньги, которые позволяют уплатить несколько платежей банку за получение долгов «Солнечных продуктов». По версии «Русагро», это деньги «Солнечных продуктов», полученные от «Русагро» за аренду имущества и переработку сырья.

Выкупая долги «Солнечных продуктов», «Русагро» реструктуризирует кредит перед «Россельхозбанком». Должник получает рассрочку на 20 лет и снижение процентной ставки с 9 до 5 процентов. Это выгодно «Русагро» и «Солнечным продуктам», потому что у них одни и те же выгодоприобретатели.

Одновременно это даёт «Русагро» контроль над процедурой банкротства активов «Солнечных продуктов», так как долговые обязательства холдинга перед «Русгаро» превышают обязательства перед другими независимыми кредиторами.

Есть расшифровка конференц-звонков о финансах ГК «Русагро», частично подтверждающая вышеизложенное. В ней гендиректор компании «Русагро» Максим Басов сообщает: «Вероятно, мы купим долг компании, а затем проведем ее реструктуризацию, забрав те активы, которые нам нравятся, большинство активов также, наверное, очень неплохи. Некоторые из них очень качественные активы, а некоторые – нет. Так что это будет долгий процесс. […] Компании холдинга «Солнечные продукты» будут подвергнуты процедуре банкротства в 2019-2021 годах. Некоторые их активы будут приобретены компаниями ЕЖК и САПП (подразделения «Русагро»), а предыдущему владельцу «Солнечных продуктов» Бурову достанется миноритарный пакет акций».

Ещё подробнее об отношениях «Русагро» и «Солнечных продуктов» можно прочитать в статье «Арбитраж опубликовал переговоры топ-менеджеров «Русагро» о «Солнечных продуктах»: «Мы купим долг компании, забрав те активы, которые нам нравятся».