Роскомнадзор направил в суд дело на Twitter и Facebook
«31 января 2020 года Роскомнадзор возбудил административное производство в отношении компаний Facebook и Twitter, Inc. Указанные компании не предоставили в установленный срок сведения о выполнении требований о локализации баз данных российских пользователей соответствующих социальных сетей на серверах, расположенных на территории Российской федерации» - сообщается на сайте Роскомнадзора.
В соответствии с ч. 8 ст.13.11. КоАП Российской Федерации, предусматривающей административный штраф в размере от 1 до 6 миллионов рублей, Роскомнадзор направит протокол в суд в течение трех рабочих дней. И как стало известно, вечером 4 февраля Таганский суд Москвы получил протоколы в отношении Twitter и Facebook за отказ в локализации баз данных россиян на территории РФ.
Это уже не первый наезд ведомства Жарова на популярные социальные сети: в апреле 2019 года суд оштрафовал Twitter и Facebook на три тысячи рублей за отказ предоставить Роскомнадзору информацию о хранении данных российских пользователей внутри страны. Тогда же – весной 2019 года - основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что социальная сеть Facebook и принадлежащие ей сервисы Instagram и WhatsApp откажутся от хранения конфиденциальных пользовательских данных в странах, нарушающих права человека.
Что же будет дальше? Журналист Александр Плющев предполагает, что возможны два варианта. Первый - «для таких компаний, что три тысячи рублей, что миллион - особой разницы нет. Поэтому вся эта бодяга: «завели дело - оштрафовали - опротестовали в суде - отказали – заплатили» будет длиться еще какое-то время, возможно, довольно долгое, скажем, годы».
Вариант второй – пессимистический. Тот же Плющев не исключает, что Twitter и Facebook «пожмут плечами и пошлют эту странную для них страну с ее без конца переписываемыми безумными законами, с ее безумными депутатами и вечным президентом куда подальше».
Статистика: суточная аудитория Facebook в России 6,2 миллиона человек, ежемесячная – 53, 5 миллиона. 37 миллионов пользователей в Instagram, который принадлежит Facebook. Аудитория Twitter в нашей стране – 7,7 миллиона человек. Отважится ли г-н Жаров и стоящие за ним поборники суверенного Рунета противопоставить себя такой огромной массе людей?
Одно дело было бороться с Telegram, когда этот мессенджер был еще не столь популярен. В апреле 2018 году, когда Таганский суд постановил блокировать «телегу», аудитория мессенджера составляла 2.2 миллиона человек. К 2019 году она выросла до 4 миллионов человек. Здесь можно встретить крупных бизнесменов, например, Олега Дерипаску, политиков – чем Николай Панков не политик. А недавно свой официальный аккаунт в Telegram завела партия «Единая Россия» - https://t.me/er. Если Жаров и его ведомство столь эффективно будет бороться с Twitter и Facebook – то пусть.
Но вот что интересно: когда был отправлен в отставку Дмитрий Медведев, то свои посты покинули не только многие министры, но и начальники комитетов, многочисленных этих надзоров за всем и вся. Даже в Гидрометцентре поменялся директор. Но Александр Жаров остался на своем посту, хотя припомнить ему могли многое – и провал блокировки Telegram, и коррупционный скандал в Роскомнадзоре. Но Жаров на месте, видимо, такие руководители сейчас особенно востребованы.