Где страшнее гетто, в Саратове или в Самаре?

Оценить
Где страшнее гетто, в Саратове или в Самаре?
Корреспондент ИА «Свободные новости» побывал в поселке Крутые Ключи в Самаре, именуемый в народе «Кошелев» по имени застройщика, и сравнил, где спальные районы ужаснее — в Саратове или в городе, с которым наш все время путают.

Транспортная доступность: как будто вы уже умерли 

Район «Кошелев» стал известен за пределами Самары благодаря материалу «Медузы». Один из жителей «Кошелева» сообщал корреспонденту этого издания, что временами думал, не умер ли уже часом, сам того не заметив. У корреспондента «Свободных» похожее ощущение появилось еще на подъезде к Крутым Ключам. В поселок ведут две крупные автотрассы, но по обеим дорога из центра занимает не меньше полутора часов, и это если не попасть в пробки.  

Поселок Кошелев. Фото Ник Лухминский

Первый час мы едем по бесконечному Кировскому району. Это брат-близнец одноименного района Саратова, но он огромен, улица Навашина длиною в жизнь с облупленными сталинскими бараками, фирменной жигулевской пивной «На дне» и сетью секс-шопов. Затем начинается промзона, затем частный сектор, затем поля. Только когда вы будете готовы впасть в отчаяние, вы попадете в Кошелев. 

Нужно отдать должное транспортной доступности поселка — сюда ходит большое количество маршрутов, приехать и уехать вы можете сразу как только этого пожелаете. Но есть нюанс: поселок огромен (по площади он — как Юбилейный и Солнечный вместе взятые, а может, и больше), и внутри него тоже нужно как-то перемещаться, на что местные транспортные линии оказались не рассчитаны. 

Роль внутреннего перевозчика взял на себя Uber: за 30 рублей с человека такси подвозит прохожих до ближайшей крупной развязки. Автобус до города стоит 35 рублей. Итого работающим в центре города ежедневно нужно отдавать 130 рублей и как минимум три часа жизни на дорогу. 

Иволгино находится от центра города гораздо ближе, но туда некоторое время после заселения первых домов не ходили автобусы. Сейчас в поселок заезжают две маршрутки — №45 (едет в Октябрьское ущелье) и №95 (едет на Предмостовую площадь). Ездят они часто, дорога до центральных районов занимает не более получаса. По этому показателю саратовское гетто однозначно выигрывает. 

Поселок Иволгино. Фото Ник Лухминский

Архитектура: Заполярье-стайл 

Одинаковые дома, выстроенные шеренгами, как лагерные бараки, до горизонта — не то, чем можно напугать русского человека. Пока бараки новы и даже покрашены в веселенькие цвета, никто не кинет камня в застройщика. Разные очереди Крутых Ключей имеют свою тему: на одних изображено что-то вроде растерзанного кубика Рубика, другие замаскированы под фахверк (каркасные конструкции) - этот микрорайон носит собственное название «Бавария». А один из поселков «Кошелев-мегаполиса» расписан чем-то вроде стилизованных изображений сказочного городка. В целом поселок производит скорее позитивное впечатление, примерно как добротная заполярная колония. То, что ухоженные кварталы стоят рядом с лесом, тоже скорее плюс, а вот незастроенные пустоши между отдельными микрорайонами угнетают. Дома и красивые уличные фонари, торчащие из-за занесенного по пояс снегом холма, выглядят недобрым сюром, как будто призрак в снежной пустыне появился. 

Поселок Кошелев. Фото Ник Лухминский

В Иволгине дома, построенные примерно те же несколько лет назад, сохранились гораздо хуже, как будто в детстве болели и голодали. Бледно-желтые стены навевают печальные мысли о сохранности психического здоровья; на балконах хранится неприглядное. Изредка встречающиеся муралы обстановку не разряжают. Но зато никакой иллюзии контакта с потусторонним: просто многоквартирная застройка посреди старого неряшливого дачного поселка. Все ок, мы на земле. 

Иволгино. Фото Ник Лухминский

Инфраструктура и парковки: в булочную на такси 

Что касается инфраструктуры, Крутые Ключи словно бы застраивал кто-то добрый, но легкомысленный. Социальная инфраструктура здесь есть. На фотографиях вы можете видеть школу (по крайней мере, на ней так написано), а на сайте кошелевпроект.рф есть упоминание о школе на 1360 мест и двух детских садах на 350 мест каждый, а также поликлинике. 

Поселок Кошелев. Фото Ник Лухминский

Коммерческая инфраструктура — магазины и кафе — тоже есть, но распределены по поселку неравномерно. Например, «Магнит» и «Пятерочка» стоят стенка в стенку, а позади них до горизонта — жилые корпуса без единого намека на вывеску в цоколе. Тем, кому срочно нужно в булочную, но лень пройти пару километров, придется брать тридцатирублевый Uber?  

Поселок Кошелев. Фото Ник Лухминский

В Иволгине примерно такой же набор магазинов распределен гораздо более равномерно, во многом — благодаря невидимой руке рынка: многие магазины явно построены в выкупленных квартирах нижних этажей, а не в специально предусмотренном нежилом цоколе, как в Кошелеве. Что касается социалочки, в 2018 году в Иволгине запланировали построить школу, поликлинику и пять детских садов. Пока, по информации от городской администрации, там есть поликлиника и детсад.

Чего в Кошелеве с избытком — это места для парковки и кафе. Дома стоят на солидном расстоянии друг от друга, пространство расчерчено под дворовые места для машин. Наверное, расчерчено — под снегом этого не видно. Саратов весь — одна большая парковочная проблема, но Иволгино пока является исключением. Расстояния между домами здесь несколько меньше, чем в Кошелеве, но для машиномест, клумб и детских площадок хватает. 

Бухенхаузы, контингент и страх за свою жизнь 

В прошлом абзаце речь шла о кафе, сейчас пришло время признаться: большая часть их относится к сети «Бухенхаус». Есть также «Живое пиво» и другие локальные бренды. Более подходящие для детей и хипстеров заведения поселка сосредоточены в ТЦ «Мега». Там есть все кафе и магазины, каких душа пожелает, даже «Икея», но туда ехать с противоположного конца поселка нужно около четверти часа, а идти — наверное, полдня. 

Несмотря ни на что поселок не производит впечатления алкогетто. На улицах здесь не страшно (по крайней мере, днем). Возле бухенхаусов характерного контингента не видно. Вовлеченные отцы ведут детишек по делам, бегают компании трезвых румяных школьниц и школьников, хипстеры ждут автобуса, чтобы доехать в центр за стаканом кофе на вынос. 

В Иволгино, прогулявшись в середине дня, можно встретить представителей самых разных социальных групп, но чаще встречаются пенсионеры, а также мужчины средних лет, неспешно прогуливающиеся без видимой цели вдоль домов. Их присутствие немного тревожило — как бы не заинтересовались корреспондентским фотоаппаратом.  

Поселок Иволгино. Фото Ник Лухминский

Следует признать: пока новые микрорайоны комплексной застройки в российских городах производят тягостное впечатление, но прогресс уже есть. В конце концов, дома, покрашенные в яркие краски — это лучше, чем серые дома, а район с детским садиком — удобнее, чем без оного. Движение вперед есть, хоть и неравномерное, и это сравнение самарского и саратовского опыта наглядно показывает. 

Бонус: совет Саратову от Самары, как обустроить Привокзальную площадь.

Побывав в соседнем городе, корреспондент ИА «Свободные новости» обратил внимание на то, как у соседей решена проблема автостоянок у железнодорожного вокзала. Как оказалось, в Самаре проблема решена легко и элегантно: привокзальная площадь — это и есть парковка. Вся, целиком. Считать ли это хорошим решением проблемы, вот вопрос.