Что такое матчества и почему они нам нужны

Оценить
Отчество — это странно. Зачем сегодня нужен этот фрагмент генеалогии в паспорте?

Когда персонаж эпического произведения перед битвой объявляет, что он, допустим, Торин, сын Траина, сына Трора, этот пиар можно понять, если его предки тоже были уважаемыми эпическими персонажами, и он таким образом пытается заранее деморализовать противника. 

Но если в наши мирные дни человек говорит, что его зовут Николай, а папу его звали Василий — кого он этим должен впечатлить?  

Отчество — вдвойне странно в ситуации, когда отец практически не присутствует в жизни ребенка: не сидит с ним в декрете, не водит по врачам, не знает, как его одеть и чем кормить. В лучшем случае это не очень вредный человек, который утром уходит на работу, а вечером возвращается почти трезвым. Но бывают и худшие варианты, и отсюда вопрос: зачем человеку носить в паспорте имя человека, который даже неизвестно как выглядел? Или который бил в детстве его самого или его маму? Зачем? 

Матчество или матроним — не то чтобы совершенно новое изобретение. С тех пор, как вопрос матчества обсуждается в российской публицистике, необычайно известен стал князь Галицкий XII века Олег Настасьич. Правда, историки считают его матроним не заменой отчества (по батюшке он — банальный Ярославич), а прозвищем, но прецедент все же был создан. В том же веке было распространено и отчество, которое для современного уха звучит как образованное от женского имени: дети разнообразных Олегов именовались не Олеговичами, а Ольговичами. Больше о матронимах у других народов можно почитать на «Арзамасе». 

Но матчества существовали и совсем недавно, причем не воспринимались как нечто революционное. Вот как об этом пишет антрополог Александра Архипова:

«Представьте себе - вологодская деревня, 40-е годы. Семья. 5 детей. По паспорту все Митрофановы и паспортную фамилию никто на деревне никогда не использует, потому что жители деревни, не являясь родственниками, разделяют как правило, одну и ту же паспортную фамилию. А имя в деревне - это не украшение, а способ быстро идентифицировать человека и экономно продемонстрировать его социальное положение.
Как выходить из положения? Использовать прозвища по имени родителей. Итак, наша семья паспортных Митрофановых. В ней родилось до войны 3 ребенка, с 1944 до 1950 - еще двое (да, отец вернулся живой). Только вот первых двух кличут «Яшкиными» (как полагается по отцу отца - Якову), а трех (родившихся в 1940, 1945 и 1949) - «Танькиными». И нет, не в том дело, что отца нет, или они незаконорожденные. Нет, просто вопрос в том, кто стал главой семьи. Во время войны - это мать». 

А еще, пишет Архипова, матронимы в деревнях появлялись у детей значимых, влиятельных женщин — например, тех, кто умел колдовать, правильно оплакивать покойников или доставать дефицитные товары. Такой пример и сейчас у многих перед глазами — это Артемий Лебедев, также широко известный в узких кругах как Татьяныч именно за качества матери, близкие к перечисленным. 

От себя замечу, что матронимы в русском языке образуются просто и естественно. Есть некоторые разногласия в том, как правильнее «Анновна» или «Аннична» (по аналогии с «Никитична»), некоторым кажется неблагозвучным матчество, образованное от имени Любовь, но дело здесь пошло намного проще, чем в главном холиваре прошлого года в феминитивах. Депутат Виталий Милонов успел назвать матронимы  «феминистским безумием», но большинство людей с интересом примеряют этот вариант продолжения своего имени. Краткий опрос показал, что среди моих знакомых есть Наталья Ниновна, Мария Мариновна, Людмила Людмиловна, Елена Энорлановна, Гульмира Жумаганымовна, Сергей и Александр Татьяновичи и Денис Фаинович. Круто же.

По моему мнению, если традиция писать между именем и фамилией еще одно слово сохранится, матчества могут прочно обосноваться среди отчеств.

А люди, выросшие в равных партнерских браках будущего, где мамы и папы будут уделять равное внимание своим детям, как мне кажется, захотят сохранить в своем имени имена обоих родителей. Это будет честно.