Что такое матчества и почему они нам нужны
Когда персонаж эпического произведения перед битвой объявляет, что он, допустим, Торин, сын Траина, сына Трора, этот пиар можно понять, если его предки тоже были уважаемыми эпическими персонажами, и он таким образом пытается заранее деморализовать противника.
Но если в наши мирные дни человек говорит, что его зовут Николай, а папу его звали Василий — кого он этим должен впечатлить?
Отчество — вдвойне странно в ситуации, когда отец практически не присутствует в жизни ребенка: не сидит с ним в декрете, не водит по врачам, не знает, как его одеть и чем кормить. В лучшем случае это не очень вредный человек, который утром уходит на работу, а вечером возвращается почти трезвым. Но бывают и худшие варианты, и отсюда вопрос: зачем человеку носить в паспорте имя человека, который даже неизвестно как выглядел? Или который бил в детстве его самого или его маму? Зачем?
Матчество или матроним — не то чтобы совершенно новое изобретение. С тех пор, как вопрос матчества обсуждается в российской публицистике, необычайно известен стал князь Галицкий XII века Олег Настасьич. Правда, историки считают его матроним не заменой отчества (по батюшке он — банальный Ярославич), а прозвищем, но прецедент все же был создан. В том же веке было распространено и отчество, которое для современного уха звучит как образованное от женского имени: дети разнообразных Олегов именовались не Олеговичами, а Ольговичами. Больше о матронимах у других народов можно почитать на «Арзамасе».
Но матчества существовали и совсем недавно, причем не воспринимались как нечто революционное. Вот как об этом пишет антрополог Александра Архипова:
«Представьте себе - вологодская деревня, 40-е годы. Семья. 5 детей. По паспорту все Митрофановы и паспортную фамилию никто на деревне никогда не использует, потому что жители деревни, не являясь родственниками, разделяют как правило, одну и ту же паспортную фамилию. А имя в деревне - это не украшение, а способ быстро идентифицировать человека и экономно продемонстрировать его социальное положение.
Как выходить из положения? Использовать прозвища по имени родителей. Итак, наша семья паспортных Митрофановых. В ней родилось до войны 3 ребенка, с 1944 до 1950 - еще двое (да, отец вернулся живой). Только вот первых двух кличут «Яшкиными» (как полагается по отцу отца - Якову), а трех (родившихся в 1940, 1945 и 1949) - «Танькиными». И нет, не в том дело, что отца нет, или они незаконорожденные. Нет, просто вопрос в том, кто стал главой семьи. Во время войны - это мать».
А еще, пишет Архипова, матронимы в деревнях появлялись у детей значимых, влиятельных женщин — например, тех, кто умел колдовать, правильно оплакивать покойников или доставать дефицитные товары. Такой пример и сейчас у многих перед глазами — это Артемий Лебедев, также широко известный в узких кругах как Татьяныч именно за качества матери, близкие к перечисленным.
От себя замечу, что матронимы в русском языке образуются просто и естественно. Есть некоторые разногласия в том, как правильнее «Анновна» или «Аннична» (по аналогии с «Никитична»), некоторым кажется неблагозвучным матчество, образованное от имени Любовь, но дело здесь пошло намного проще, чем в главном холиваре прошлого года в феминитивах. Депутат Виталий Милонов успел назвать матронимы «феминистским безумием», но большинство людей с интересом примеряют этот вариант продолжения своего имени. Краткий опрос показал, что среди моих знакомых есть Наталья Ниновна, Мария Мариновна, Людмила Людмиловна, Елена Энорлановна, Гульмира Жумаганымовна, Сергей и Александр Татьяновичи и Денис Фаинович. Круто же.
По моему мнению, если традиция писать между именем и фамилией еще одно слово сохранится, матчества могут прочно обосноваться среди отчеств.
А люди, выросшие в равных партнерских браках будущего, где мамы и папы будут уделять равное внимание своим детям, как мне кажется, захотят сохранить в своем имени имена обоих родителей. Это будет честно.