И почти никто за нее не вступился. Желающих защитить Конституцию не так, чтобы много

Оценить
Дмитрий Козенко об отношении оппозиции к реформе Конституции

Странная картина получается. Какими конкретно будут реформы Конституции, никто не знает, как будет устроено голосование – вообще страшная тайна. Но известно, когда будет голосование. Предварительная дата — воскресенье, 12 апреля, в День космонавтики.

Впору сказать: «Поехали»! Не исключено, что кремлевские пиарщики этот момент как-нибудь обыграют.  Есть еще одна дата голосования – 26 апреля, но она менее вероятно. Сообщается, что голосование пройдет после принятия поправок Думой и Совфедом. То есть россиянам предложат одобрить уже одобренное и законодательно утвержденное. В таком случае способ голосования действительно  не важен. Например, можно выразить свою поддержку включением в определенное время телевизора.

И опять же непонятно, что будут включать в себя поправки, только те восемь, кажется, пунктов, предложенных в послании, или еще что-то будет.

Например, член рабочей группы председатель правления Общероссийской общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России» Богдан Безпалько предложил дополнить Конституцию правом на объединение народа и нации, которое позволяло бы легитимно присоединять к России русскоговорящие белорусские и украинские регионы. Можно предположить, что это самодеятельность  сторонника новых аншлюсов, но Безпалько включен в рабочую группу указом президента, а перед тем, наверное, интересовались его политическими взглядами.

Удивляет очень скромная реакция оппозиции на реформу Конституции. Ну назвали случившееся конституционным переворотом, ну провели десяток пикетов.

Правда, сегодня Илья Яшин заявил, что оппозиция подаст в мэрию Москвы заявку на проведение шествия против конституционной реформы. Акцию планируют провести 29 февраля. Согласует ли московская мэрия акцию, будет ли она многочисленной – пока неизвестно. К тому же спустя полтора месяца после послания, когда сама тема протеста уже забудется.

Отчего так? Во-первых, у лидеров оппозиции нет единого мнения по поводу происходящего. Михаил Ходорковский в своем ТГ-канале призывает бороться за основной закон. «Режим саморазрушится в интервале 5-10 лет. Причем произойдет это с выходом за пределы нынешнего «законодательного поля». Причины очевидны – законы не предусматривают смены режима, а режим не способен обеспечить необходимые стране темпы экономического и социального развития. В условиях революционных изменений – Конституция остается единственной  законодательной базой до момента  приведения в порядок всего, что понакрутил режим за прошедшие 20 лет в сфере нормотворчества».

Алексей Навальный придерживается ровно противоположного мнения. Он пишет: «Что касается разнообразных предлагаемых акций «в защиту Конституции». Конституция РФ - омерзительна. В ней заложен механизм узурпации власти. По этой Конституции у нас всё отняли - от выборов до пенсий - и дальше хотят отнимать. Не надо её защищать».

Но главной, пожалуй, причиной пассивности оппозиции стало то, что на самом деле ничего сверхъестественного не произошло. То, что Владимир Путин ищет пути утверждения своей власти на неопределенно продолжительный период – и так знали все. Понимали и то, что противостоять этому бесполезно. Потому и такая реакция – от безнадежности. Произошло то, что Станислав Белковский называет «личной депутинизацией» - люди просто выкидывают политику из головы.