Это явление не такое уж необычное не только в мире. В Саратовской области уже достаточно таких примеров, когда энтузиасты спасают хрупкую часть истории, а потом эта история начинает работать как бренд:
дом со львом в селе Поповка,
старая деревянная мельница и храм Архангела Михаила в Лоху, Невежкино, Зоркино. Почему бы и Есеевке не стать таким же центром событийного туризма.
– По берегам лежит материала на крепкий музей, – говорит Алексей. – Или вот то, что мы с Игорем иногда в шутку обсуждаем. Музей волжской флотилии. Казалось бы, все большие пароходы сгубили. Ледокол этот, несчастный бедолага, лежащий на дне. Все носятся с ним как с писаной торбой. Но есть оно, это малое. Что не требует огромных средств. Организовать причал, какие-то крытые цеха. Это же все есть, можно собрать и сделать все это действующим. Даже та лодка, которую мы привезли, она вполне реставрируема.
Во Франции, Португалии, странах, чья культура неразрывно связана с морем, такие музеи не редкость. Во французском Дуарнене, по рассказам капитана Чиркина, полреки в исторических судах. Там же реставрационные мастерские. Там же – как часть музея – частные яхты.
– Городу это ничего не стоит, – объясняет Чиркин. – Там совершенно потрясающие экспозиции – ты можешь ходить без экскурсовода по любому судну, лазить по всем закоулкам. Везде идет трансляция звуков, которые были в этом, допустим, машинном отделении, разговоры моряков… Очень живая такая картинка… Все можно руками потрогать.