Гулянка.
Жизнь, которой больше не будет
Трое местных энтузиастов отправились в путешествие по Волге в поисках саратовской лодки-гулянки, а нашли живую историю волгарей, которую почти никто не изучал.
«Странное чувство – как будто мы опоздали. Опоздали совсем на чуть-чуть. Вчера еще все было... а сегодня – нет...» – потом, уже после экспедиции, напишет капитан Чиркин в своем дневнике. По берегам реки только остовы деревянных лодок-гулянок и проросшая сквозь них трава. Волгари с настороженностью встречают любые расспросы. В семьях – только фотографии и воспоминания о мастерах-лодочниках, которыми были деды и прадеды. Целый пласт волжской жизни оказался вычеркнут, забыт, никому не нужен. В краеведческих музеях Поволжья – скалки, прялки, ухваты и чугунки. И ничего о мастерах-лодочниках.

По берегам рек – и только там – осталась память о том, как жили волжские деревни до того, как пришли плотины и большая вода. О том, как по реке ходили огромные беляны, груженные лесом, и плоты. Как лес покупали с плотов, как строили лодки-гулянки. Как Волга жила, дышала, кормила своих людей.
Лодки, разбитые временем. Фото Алексея Голицына
Три саратовских энтузиаста – два музейщика и один яхтенный капитан – однажды решили, что надо построить деревянную лодку-гулянку, чисто саратовскую лодку, пришедшую к нам из середины 19-го века. От которой не осталось ничего, даже чертежей. А нашли целую, теперь почти уже забытую жизнь.
Мечты о гулянке
Во всем, как обычно, виноват шаман Сорокин. Вообще-то Игорь музейщик, но всем в Саратове известно, что он настоящий шаман. В начале нулевых поднял из праха и забвения дом художника Павла Кузнецова. Сейчас взялся за почти непосильное дело: вытаскивать из руин дом, в котором жил учитель Кузнецова, художник Гектор Баракки.

История с гулянкой началась со смешного. Несколько лет назад Игорь поехал в Тольятти, где собирались музейщики со всего Поволжья – от Ярославля до Астрахани. Обсуждали музей Волги. И тут он возьми и скажи: «У меня уперли гулянку». И все вытаращились на Сорокина – не поехал ли он часом? Как можно украсть гулянку? Никто не понял, что Игорь говорил о лодке.
– Я никогда и в голову не брал, что гулянка – это местная лодка, – рассказывает он. – Рядом с музеем Павла Кузнецова лежала старая гулянка. Мы ее приспособили под разные наши акции. С детьми устраивали гулянку в гулянке. А потом ее украли.

Там же, в Тольятти, Сорокин и выяснил, что никто из волжан не знает о такой лодке.

Стали спрашивать. Выяснили, что «ареал обитания» гулянки примерно от Хвалынска до Камышина. Так родилась идея: найти лодки, найти мастеров, изучить и построить такую же, деревянную, самим. Вернуть лодку. Когда зашли в эту историю «по горло», поняли, что найти «деревяшку» задача непосильная. Но за каждой лодкой, когда-то ходившей по Волге, стоит история человека – мастера, рыбака.

– Гулянка эта – она не сама по себе возникла, – объясняет Сорокин. – Мотор поставили в уже существующую рыбацкую лодку.

– Сначала отсек просто технологически держал два борта, – вторит Сорокину музейщик Александр Капернаумов. – Потом его превратили в широкую лавку, потом приделали дверцы. Получился садок для пойманной рыбы. А уже когда появились моторы, в него их и стали устанавливать. Каюта появилась позже.

Настоящая волжская гулянка – это деревянная лодка 9-12 метров в длину с характерной деталью: мотор, чаще всего простой – Л3, Л6, Л12, устанавливался не на корму, а в специальный отсек, рундук.
Для рыбаков лодка была домом. На них перевозили всё: арбузы, рыбу, стога сена с островов, потому что на островах оно было «жирнее», нажористее. Шла такая лодка по Волге, на ней огромный стог до неба. А рыбака не видно – он под сено поднырнул. У него специальная палка в руках, чтобы руль на корме двигать. Идет, тарахтит лодка в свою деревню.
1. База Буревестник. Деревянные гулянки. Источник фото: https://oldsaratov.ru/
2. Беляна. Служила для перевозки пиломатериалов по Волге
3. Гулянки в саратовском дворике. Источник фото:
https://oldsaratov.ru/
Для яхтенного капитана Алексея Чиркина гулянка – личная история. Подростком он подрабатывал в рыбколхозе в селе Беленькие. Был загребным.
– Все лето мы работали как раз на этой лодке, которая пришла к нам из 19-го столетия, – вспоминает он. – Деревянная, смоленая, ровно с этим мотором, что стоит здесь в коридоре.

Мотор «Николай Николаевич» – Л6, 1953 года выпуска, довольно долго квартировал в штабе культурного центра «Дом Гектора Баракки». Имя свое он получил за старческий, скрипучий голос. По задумке, движок этот должен был встать на новую лодку, которую построят участники экспедиции.
Фото Матвей Фляжников
Полтора миллиона на гулянку
Когда концепция – использовать лодку как метод исследования жизни волгарей – обрела свой окончательный вид, появились и деньги на воплощение мечты. Заявку на грант от Культурного центра «Дом Гектора Баракки» одобрил Российский Фонд культуры в рамках конкурса «Гений места. Новое краеведение». И проект «Исследование гулянки» получил полтора миллиона рублей при условии, что еще полмиллиона участники где-то найдут сами.

В саратовском фейсбуке забулькало: кудаааа такие деньги? поиск гнилушек на островаааах – это не краеведение! лучше бы потратили на… – и тут каждый желающий мог подставить свой вариант.

Парни только плечами пожали. Полтора миллиона – сумма весьма скромная для решения тех задач, которые поставили для себя организаторы проекта. Организовать экспедицию, чтобы обойти 800 километров волжских берегов, собрать истории, снять кино, построить лодку, – все это стоит намного, намного дороже.

Собака лает, караван идет. И караван пошел.
Фото Матвей Фляжников
На волжских берегах
В августе в три парусные лодки загрузили вещи, еду, бензин – и полтора десятка исследователей отправились собирать истории. Среди прочих в составе экспедиции были студенты Московской школы нового кино. Группой операторов руководил ведущий преподаватель лаборатории режиссуры монтажа МШНК Илья Томашевич.

С выбором киношников исследователи не ошиблись: Илья свой, саратовский. Он понимает местность.

– Я на берег специально не ходил, – говорит капитан. – Я хотел, чтобы эти места, которые я знаю довольно давно – якобы знаю, – увидели другие люди.

И они увидели.
Вверх по Волге почти до самого Вольска экспедиция находила только останки лодок-гулянок. Изъеденные временем гнилушки, проросшие сквозь них кустарник и даже деревья – как обломки той, старой жизни. Мастеров в деревнях не осталось. Только фотографии, воспоминания и глубокое сожаление о том, что та эпоха канула в Лету. А может, в Волгу.
Первая настоящая деревянная гулянка – на ходу! – попалась экспедиции у села Рыбное.
Илья Томашевич и Сергей Рябухин, хозяин гулянки. Фото Марины Карачаровской
– Ее прямо при нас спустили на воду и отплыли то ли на рыбалку, то ли за грибами на острова, – рассказывает Томашевич. – Лодка была просто супер! Та самая, безо всяких наворотов. Мастер, который ее сделал, уже, к сожалению, умер.

В том же Рыбном прямо на горке обнаружился памятник гулянке. У этой лодки, которая, как на руках, лежит на металлических опорах, своя история. Она появилась на свет в руках мастера-лодочника Александра Лопатина в 1974 году. Он сделал ее по заказу своего односельчанина Александра Алексеевнина. В 82-м мастер умер, а лодка ходила до 2014 года уже у другого хозяина. Даже побывала в аварии, после которой ей заменили некоторые детали. В 2019-м отбыла на вечную стоянку – в виде памятника, который соорудил Сергей Рябухин, хозяин той самой лодки, что «ушла за грибами».

– В память отцов, – сказал он.

Еще двух лодочников экспедиция встретила в Терсе, небольшой деревеньке на отшибе. Владимир Ежов, по профессии столяр, свою лодку сделал четыре года назад, сам. Прежнюю, что ходила 20 лет, делал еще под руководством отца. И Николай Суханов – его гулянка уже свое отслужила. А была необычная – сделана из ветлы. Ветла – нетипичный материал для строительства лодок. В целом даже и не очень-то пригодный.

– Не стало леса, – объясняет Илья. – Дело не только в том, что пришел металл. Плоты-лесовозы, которые возили лес с верховьев Волги до Астрахани, исчезли. С этих плотов где за бутылку, где за копейку деревенские мужики брали строительный лес, пригодный для лодок. Эта культура ушла, постепенно все иссякло. У нас пригодного для строительства лодок леса нет. В итоге металл заменил дерево. И вот мы находим лодку, которая от безысходности сделана из ветлы.
Памятник гулянке в Рыбном. Фото Марины Карачаровской
Татьяна
Лодка «Татьяна» – живая, прям хоть сейчас на воду, но много лет простоявшая под навесом в яблоневом саду Ивана Павловича – нашлась в Ахмате.

– Вниз по течению было много мифологии, – делится впечатлениями Илья Томашевич. – Там совершенно другие люди, другая обстановка, материал совершенно другой, чем вверх по Волге. Большие деревни – Синенькие, Золотое, Нижняя Банновка. Там мы встретили мужика, которому сто лет от роду. Он рассказывал, как в тридцатых годах прошлого века пацанва засмеяла какого-то деда, который шел по улице, неся с рыбалки всего две рыбки. «Да я что, – ухмылялся тот в ответ, – меня бабушка попросит, я пойду и еще поймаю». Рыбы было – море!

Еще один старый рыбак когда-то строил лодки, а потом ему кто-то купил краски, и он начал писать – и лодки, и всю эту береговую волжскую жизнь.

А потом они пришли в Ахмат. Не совсем заброшенное село, но все равно пустоватое. Мало деревенских, обилие дачников. Старый, полуразвалившийся храм. Потрясающий ландшафт и необыкновенной красоты виды.
Иван Павлович Шаров. Фото Марины Карачаровской
Дом Ивана Павловича Шарова нашли по подсказке местных жителей. Стучались к старику долго. Чуть было не ушли. Но он успел. Вышел, оглядел исследователей строгим взглядом – чего вам?

Те бросились объяснять. Слово за слово, Иван Павлович оттаял, заговорил. Углядел интерес к гулянкам, подарил рыбачьи снасти. А потом возьми да и скажи: «А у меня тут во дворе гулянка стоит».
В запущенном яблоневом саду под навесом нашлась она. Восьмиметровая рыбацкая лодка с рундуком под двигатель Л12, со спальным отсеком. Красивая, изящная, необычная. Живая.
Ивану Павловичу уже за девяносто. Он родился в Ахмате. В первый послевоенный призыв ушел в армию – попал на Дальний Восток, на военно-морскую службу. Как отслужил, поступил в Макаровку (Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. Макарова), но, закончив, вернулся обратно в село – понял, что в плане карьеры ему на службе ничего не светит. А дома, где он с 14 лет был рыбаком, он нашел себе место.

Лодок у Ивана Павловича было много. Эту, последнюю, он то ли сделал сам, то ли заказал у мастера (история умалчивает) в 1974 году. Ходил на ней тридцать лет и три года. Хотел подарить ее внуку. Но парень погиб в нелепой аварии. Так двадцать лет эта лодка и простояла под навесом, дожидаясь исследователей. Сохранилась она потому, что хозяин никогда не смолил ее продуктами нефтеперегонки. Только дегтярное древесное масло.

«Иван Палыч кряхтел-кряхтел, потом махнул рукой: «А, шут с вами, забирайте, черти!». Купили! Когда лодка, поднятая краном, поплыла по воздуху, Палыч незаметно смахнул слезу и прерывисто задышал…» – напишет потом в своем дневнике капитан.
Иван Палыч и Татьяна. Фото Марины Карачаровской
На прощанье спросили:

– Иван Павлович, а имена лодкам давали?

– Да какое там, лодка и лодка, чего имена-то ставить.

– А мы слыхали, что лодкам женские имена давали. Если так, то как бы назвали?

– Татьяной.
Национальная идея
– Меня в этом исследовании больше интересовали бытовые мелочи, – объясняет Алексей Чиркин. – Какой был план в рыбколхозе, почем сдавали рыбу? Вроде как 68 копеек за килограмм. А какая была рыба? Как ловили? Когда кончилась рыба?
Рыба, вспоминают старожилы, закончилась в тот момент, когда поставили плотины. Сначала пропали белуги, осетры. Ушло то время, когда рыбаки вытаскивали из Волги белуг весом 250 килограммов – и это не рыбацкие байки (самая большая белуга была поймана в начале 20-го века на Средней Волге – весила она больше тонны).
Какое-то время была стерлядка, но потом не стало и ее. После стали цениться лещи, судаки большие. А потом не стало и их.

– Мы возвращались в Саратов в один из последних теплых дней. – рассказывает капитан. – В районе Красного Текстильщика большой разлив, который раздваивается на старый фарватер и новый. Новый идет под берег, там ходят корабли. Из старого фарватера – он достаточно глубокий – выход закрыт. На этих ямах с течением сидят рыбаки – лодок пятьсот. Сколько мы через этот строй ехали, хоть бы один рукой дернул. Никто. Тишина.

Спрашивал капитан и о том, «цвела» ли вода в реке до плотины. Бабы говорят – не цвела. Зацвела она после плотин. А еще – когда появились стиральные машины и начался сброс порошков с активным фосфором, который «несмотря на всю свою гадость, удобрение». Ну и прочие отходы стали напрямую попадать в Волгу.

– В Красном Текстильщике сток видно, – объясняет Чиркин. – Рядом с фабрикой у них. Очистных нет. Вся канализация стекает прямо в Волгу. Дело даже не в распруживании (имеется в виду обратное превращение Волги из пруда в реку. – А.М.) реки, и фиг с ней, с рыбой. Но вода… Чтобы река жила, надо всерьез заниматься очистными. Очистка основных рек – задача, которая тянет на нацпроект или даже на национальную идею. Есть резон тратить на это деньги – лет за тридцать при желании можно справиться. Снизить уровень тех же онкозаболеваний, которые и по этой причине тоже бывают.
Капсула времени
Мастеров-лодочников, собиравших лодки почти в промышленных масштабах – по несколько за лето на заказ, уже не осталось. Но сохранилась мастерская в селе Есеевка. Обнаружили ее исследователи уже после того, как вернулись из экспедиции.

– Теперь это все нарастает как снежный ком, – говорит Саша Капернаумов, открывая большой, тяжелый на вид сундук.

Из сундука пахнет теплой пылью и конским волосом. В нем лежат рубанки всех мастей, крючки для рыбалки на осетровых и прочие сокровища.
Фото Матвей Фляжников
Хозяин сокровищницы, потомок волгарей Антон Зиновьев нашел ребят сам. Рассказал, что его дед и прадед когда-то строили лодки-гулянки.

– Причем делали это настолько профессионально, что у них за годы в селе выросла настоящая, полностью оснащенная, строительная мастерская, – рассказывает Саша, бережно вынимая из сундука рубанок. – В селе была пилорама, доски пилили на ней. Все остальное – руками. Ножовкой, рубанком, молотком, стамеской.
– Я примерно представляю, что такое эти деревенские мастерские, – говорит Чиркин. – Когда мы ехали к Антону в Есеевку, я думал: мы сейчас отцыганим у него пару пил, может быть, рубаночек с натруженной ручкой. Пришли. Он открыл мастерскую, и мы застыли. Я такого даже у поморов – настоящих мореходов – не видел! Одних рубанков пятьдесят с лишним штук.
Мастерская закрылась в 1958 году. С тех пор хранила свои сокровища как капсула времени. Дед и прадед Антона умерли, родители уехали в город, внуки теперь приезжают в Есеевку летом, как на дачу.
Отчетная выставка. Фото Марины Карачаровской
– Нельзя это брать, – говорит капитан. – Столько лет все оно там пролежало в целости. Теперь уже или пусть все сразу пропадет, или ребята что-то такое сделают. Живое.
Музей волжской флотилии
– Сейчас среди музейной практики идет такая история: все эти большие исторические музеи, как огромные сундуки с богатствами спрятанными, себя уже изживают, – объясняет свою позицию Капернаумов. – Вроде бы они показывают что-то нам, но на самом деле это процентов десять хранящихся экспонатов. Еще 90 процентов все равно лежит в запасниках. И никто этого не увидит никогда. А как коллекцию пополняют: едут в такие села (они называют это музейно-этнографическими экспедициями), разоряют вот такие мастерские, забирают это все и везут себе в музей. Каталогизируют. И уносят в хранилище. Сейчас эта практика меняется. От больших собирательных музеев было бы неплохо перейти к точечным музеям. Антон, например, может стать музейным хранителем.
Александр Капернаумов. Фото Матвей Фляжников
Это явление не такое уж необычное не только в мире. В Саратовской области уже достаточно таких примеров, когда энтузиасты спасают хрупкую часть истории, а потом эта история начинает работать как бренд: дом со львом в селе Поповка, старая деревянная мельница и храм Архангела Михаила в Лоху, Невежкино, Зоркино. Почему бы и Есеевке не стать таким же центром событийного туризма.

– По берегам лежит материала на крепкий музей, – говорит Алексей. – Или вот то, что мы с Игорем иногда в шутку обсуждаем. Музей волжской флотилии. Казалось бы, все большие пароходы сгубили. Ледокол этот, несчастный бедолага, лежащий на дне. Все носятся с ним как с писаной торбой. Но есть оно, это малое. Что не требует огромных средств. Организовать причал, какие-то крытые цеха. Это же все есть, можно собрать и сделать все это действующим. Даже та лодка, которую мы привезли, она вполне реставрируема.

Во Франции, Португалии, странах, чья культура неразрывно связана с морем, такие музеи не редкость. Во французском Дуарнене, по рассказам капитана Чиркина, полреки в исторических судах. Там же реставрационные мастерские. Там же – как часть музея – частные яхты.

– Городу это ничего не стоит, – объясняет Чиркин. – Там совершенно потрясающие экспозиции – ты можешь ходить без экскурсовода по любому судну, лазить по всем закоулкам. Везде идет трансляция звуков, которые были в этом, допустим, машинном отделении, разговоры моряков… Очень живая такая картинка… Все можно руками потрогать.
Мы на самом деле гулянкой занимаемся не для того, чтобы прокукарекать, а там хоть не рассветай. Чтобы сделать свой вклад – пускай смешной, маленький, но чтобы он остался. Возможно, это начало музея волжской флотилии, о котором мы все мечтаем и понимаем, что это совершенно нереально.
Андромаха
Новую гулянку, которую все-таки построил капитан Чиркин, ребята планировали назвать «Гектор Баракки». Но во время своего путешествия выяснили, что на Волге лодкам давали только женские имена. Выбор пал на имя Андромаха. В «Илиаде» Гомера она – жена Гектора, предводителя троянцев.

Строили новую гулянку с нуля. Чертежей не осталось, только картинка из журнала 1972 года и множество старых фотографий. Чертеж так и делали – пытались угадать обводы по фото. Размеры пересчитывали несколько раз.
Андромаха. Фото Матвей Фляжников
– Я понимаю, что люди без образования с простейшими инструментами мастерили эту лодку за месяц, не торопясь, после работы… – разводит руками капитан, у которого за плечами еще и опыт судостроения. – А я вроде и все знаю, не первая моя лодка, в том числе и деревянная. Но в итоге провозился полтора месяца.

Сейчас все чертежи саратовской гулянки есть в открытом доступе. Скачать их и построить собственную, чисто саратовскую лодку, может любой желающий.
Кино и лодки
За день до открытия отчетной выставки мы застаем всю компанию за работой. Атмосфера творческая, непринужденная и несуетная. Но дело делается. Капернаумов с Сорокиным снуют туда-сюда. Капитан сидит в штабе Культурного центра и зашивает старую, видавшую виды брезентовую палатку.

– Это называется «мы делаем кинозал», – говорит он, и все хохочут. – Экспедиция была в августе, на дворе декабрь, а мы как будто из нее не возвращались. Палатки эти бесконечные. Работаем на улице.

Собственно, походный кинозал тоже организован на улице, где днем раньше ребята расчищали снег. Другого места у Культурного центра, кроме как двор дома Баракки, нет. Сначала планировали показывать кино прямо на улице. Даже заказали специальный проектор, хороший, мощный, короткофокусный. Чтобы днем было видно. Покрутили, настроили – не видно! Пришлось выкручиваться. Впрочем, им не привыкать.

Четыре воскресенья подряд в походном кинотеатре, а в день зимнего солнцестояния, наконец, и на улице, крутили кино. Островная жизнь на экране, горячий чай из самовара позапрошлого века, разговоры единомышленников, звезды, легкий морозец и две лодки – «Татьяна», пахнущая пылью, временем и дегтярным маслом, и «Андромаха» – новенькая, «с иголочки», с запахом смолы и свежего дерева.

– Лодки, – сокрушались исследователи – ушли вместе с той рекой, вместе со стерлядками, белугами, всем этим делом… за считанные годы после заполнения водохранилищ. Тогда и лодка умерла вместе с этой старой рекой.

Или нет?

Когда-то у Игоря Сорокина украли гулянку. Получается, что он ее вернул. Как символ, как историю и жизнь.
Текст – Анна Мухина
Верстка – Матвей Фляжников
Опубликовано – 15.01.2020