«Левада-Центр»: В 2019 году к россиянам вернулся потребительский оптимизм
В 2019 году россияне стали с большим оптимизмом смотреть в будущее, вырос индекс потребительских настроений - таковы результаты опроса «Левада-Центра».
К ноябрю индекс потребительских настроений вырос на 15% по сравнению с январем, а индекс социальных настроений в октябре увеличился на 13% по сравнению с февралем. Однако, как отмечают аналитики, причинами для позитивных ожиданий может стать не появление хороших новостей, а отсутствие слишком плохих.
«После девальвации отечественной валюты в конце 2014 года и последовавшим за этим ускорением инфляции на потребительском рынке, замедлением роста экономики в целом, реальные денежные доходы людей сокращались на протяжении нескольких лет, правда, все менее значительными темпами. Именно это замедление негативных процессов, а также пересмотр нормативных ожиданий под влиянием затяжного характера экономических трудностей, оказались достаточным основанием для восстановительного роста субъективных настроений в 2016-2017 годах на фоне не слишком благоприятной объективной социально-экономической ситуации», - объясняет член правления «Левада-Центра», кандидат экономических наук Марина Красильникова.
После роста 2016-17 годов последовал спад: на общество произвело гнетущее впечатление повышение пенсионного возраста и НДС, случившиеся в 2018 году. Но в 2019 году настолько плохих событий больше не происходило, и индексы вновь продемонстрировали рост.
«Статистические данные о динамике уровня жизни населения в 2019 году до сих пор не указывают на улучшение ситуации. А вот субъективные оценки в целом становятся более благоприятными. При отсутствии позитивных объективных новостей улучшение субъективных оценок обеспечивается за счет фактора надежды», - указывает экономист.