Российские судьи потребовали защиты от критики в СМИ
Судебное сообщество предложило разработать отдельный нормативно-правовой акт, защищающий судей от «тенденциозных публикаций», сообщают «Ведомости» со ссылкой на проект концепции информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы, который обсуждает на этой неделе Совет судей.
Судьи требуют разработки «эффективного механизма защиты от дискредитации судебной власти в СМИ, пресечения злоупотреблений со стороны отдельных представителей СМИ», а также введения ответственности для СМИ и журналистов за давление на суд и «лоббирование интересов отдельных лиц путем размещения в СМИ на коммерческой основе негативных материалов о деятельности судов».
В предыдущей концепции от 2001 года отмечалось, что зачастую судебная система оказывается в информационной блокаде, информационная закрытость судов оценивалась как помеха работе. Главными целями новой информполитики названы совершенствование доступа к информации о деятельности судов, объективное освещение их работы в СМИ, повышение уровня доверия к судебной системе и формирование благоприятного имиджа судебных органов.
Теперь же, судя по всему, мнение судей о проблеме изменилось.
«Особую актуальность, - цитирует издание документ, - приобрела проблема «скандализации правосудия», подразумевающая манипулирование общественным мнением в отношении судебной власти, умаление её авторитета, беспорядочную, необоснованную критику, подрывающую доверие общественности к процессу отправления правосудия».
Как напоминает газета, в октябре Мосгорсуд заявил о «травле» судьи Тверского райсуда Алексея Криворучко, который приговорил обвиняемого по «московскому делу» Павла Устинова к трем годам колонии. В адрес СМИ претензий не поступало, но против двух пользователей соцсетей, критиковавших судью, были возбуждены уголовные дела об экстремизме и об угрозе убийством.
Инициативу прокомментировали секретарь Союза журналистов России и соавтор закона о СМИ Михаил Федотов и член Совета по правам человека Леонид Никитинский. Оба считают это плохой идеей.
«Как вы себе это представляете с точки зрения 29-й статьи Конституции (в ней закреплен запрет цензуры - прим. ред.)? Злить журналистов - все равно что стричь свиней: визгу много, а шерсти мало», - сказал Федотов.
«Тухлыми котлетами можно торговать час, потом все понимают, что они тухлые, и перестают их покупать. Нет справедливости в суде - и все тут, и никаким пиаром это не исправишь», - заявил Никитинский, добавив, что доверие к судам - это вопрос еще и легитимности власти.
- Ранее саратовское судейское сообщество стало объектом внимания российских СМИ в связи со скандальным уголовным делом об экстремизме Натальи Ковалевой. Дело в отношении саратовчанки возбудили после того, как совет судей потребовал наказать виновных в распространении роликов на YouTube c частушками, порочащими их честь и достоинство. Дело было возбужденно по заявлению и.о. председателя Саратовского областного суда Евгения Шепелина. Позднее следователи закрыли это дело за отсутствием состава преступления, но возбудили новое дело - о клевете и неуважении к суду.
- Эксперты подчеркивали, что преследование Ковалевой за экстремизм было неоправданным. «Помимо того, что судей защищают иные нормы законодательства и дополнительная защита от ненависти как уязвимой группе им не нужна, публикации Ковалевой и не были направлены против судейского сообщества в целом, речь в них шла лишь о нескольких его представителях. К тому же, в её роликах не было никаких агрессивных призывов, которые бы заслуживали уголовного преследования как представляющие опасность», - подчеркивали в правозащитном центре «Сова».
- Сама Ковалева также подавала в суд иск с требованием выплатить ей миллион рублей в качестве компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование. В декабре Заводской районный суд вынес решение компенсировать Ковалевой моральный вред в размере 15 тысяч рублей. Решение вступило в силу.
- Сын Натальи Ковалевой Михаил подал иск в Октябрьский районный суд Саратова с требованием выплатить ему один миллион 13 тысяч 500 рублей в качестве компенсации за моральный и имущественный вред. В ходе обысков по делу Ковалевой у ее сына изъяли два ноутбука, технику Михаилу Ковалеву не вернули.
- Историю о деле против Ковалевой читайте в статье ИА «Свободные новости».