Аванпост. Фильм про то, как волан-де-морт хотел русских завоевать

Оценить
Аванпост. Фильм про то, как волан-де-морт хотел русских завоевать
На экраны вышел «Аванпост» Егора Баранова.

Наконец-то русский фантастический фильм, который не уступит поделкам из Голливуда! - радостно зашептали мы примерно через полчаса после начала сеанса.

На экране творилось что-то несомненно прекрасное. Сияли голографические рекламы сквозь дождь. Целые континенты исчезали с радаров. Случался необъяснимый коллапс. Алексей Чадов тоже случался - с Лукерьей Ильяшенко.  Лукерья такая заблюренная, что похожа уже на киборга. Только киборгов в «Аванпосте» и нет, а все остальное есть - любовь и насилие, страх и храбрость, кибербанк и постапокалипсис, небоскребы и бараны, крошилово и мочилово.

Радость наша поутихла. Происходящего было слишком много. Его бы хватило на три-четыре полных метра и один серьезный сериал о пяти сезонах. К тому же, все происходящее нам что-то напоминало - то ли «Бегущего по лезвию», то ли «Элизиум», то ли «Землю мертвых» Джорджа Ромеро. 

Мир канул в тьму, остался маленький кусочек постсоветского пространства и немного Финляндии. За кругом жизни было темно, страшно, и вроде бы все умерли, но как-то не до конца. Они там шевелятся, замышляют, слушают потусторонние шепотки, доносящиеся с мертвых экранов телевизоров, может быть, выбирают себе вождя - почти единогласно, 86 процентов голосов. Этих сильно смелых покойничков надо бы разъяснить, и вот доблестная армия с боевыми подругами выдвигается в сторону города Кирова, откуда и прет самое страшное, но пока незнакомое зло.

После появления представителя главного антагониста, который обличьем и характером был вылитый Волан-де-Морт, мы успели не спеша сходить за попкорном и запилить пост в Фейсбук. Как-никак, фильм идет два с половиной часа, и середина его жалобно провисает под тяжестью философских монологов и душевных разговоров.

Но потом пошло повеселее - герои расчехляли свои сложные характеры, демонстрировали непопулярные идеи, и вообще в мешанине голливудских красот стал вырисовываться какой-то смысл. Особенно когда нам пришло в голову, что Саратов по этому сюжету тоже канул во тьме. И мы с вами, скорее всего, тоже окажемся в толпе зомби - тех, чье сознание никогда не пробудится. Тех, кто жив, но уже как бы мертв. Давящая, упорная, молчащая масса. Лишенная любви, ценностей, надежд, всего человеческого вообще, даже страха смерти.

Идея переодеть авторское кино так, чтобы его проглотил массовый зритель, не нова. И гениальный Ромеро в своих фильмах про оживших мертвецов делал тоже самое. Режиссер «Аванпоста» заливает в форму блокбастера собственную философскую идею. И идея-то такова, что становится ясно: автор ее любит людей не больше, чем Волан-де-Морт.  Считает, что нас не за что любить. Что мы склонны к насилию и саморазрушению. Что мы - вирус, населивший прекрасную планету. Что тут уже ничего не спасти - жги, Господь.

Нужно еще сказать, что режиссеру удается воссоздать в локациях Кирова удивительно советскую атмосферу, сохранившуюся, как в Припяти (вероятно, заслуга сценариста Ильи Куликова, его предыдущая работа «Чернобыль. Зона отчуждения», вот он и насобачился). Там вечно продолжаются тоскливые восьмидесятые, тянутся серокаменные улицы, и длятся пустые полки гастронома, где словно случайно забыта единственная огромная банка огромных соленых огурцов - сейчас и не продают такие!

И из этого постсоветского мрака накатывают серые волны человеческой пены, которую, конечно же, надо расстрелять, уничтожить, патронов бы хватило! Говорить-то с ними бесполезно, это же животные, безнадежный балласт, который только мешает нормально жить, всё устроить по уму, стать цивилизованной, высокоразвитой цивилизацией - огонь, ребята!

И вот я уже лежу мордой в асфальт - вон та тетка в третьем ряду, в смешном вязаном беретике.

Финалов, в сущности, два. Для тех, кто смотрел авторское кино, он будет  безнадежным: нас все равно уже положили из гранатомета, распылили над хрущевками, и что бы не происходило прекрасного в этом новом мире, будет проходить без нас, а нас забудут. Второй - для тех, кто не напрягся всей этой философской мутью, а смотрел себе блокбастер, немножко сумбурный, но все равно очень крутой по спецэффектам и выстроенный по нормальной логике. Для этих зрителей финал будет, несомненно, позитивным: наши выстояли, хоть и путем серьезных потерь, да еще и получили в конце такой бонус, такое мощное оружие, что все силы галактики нам не страшны!

Надо ли идти смотреть «Аванпост»? Ой, что вы, какие могут быть сомнения. Конечно, надо. Можно даже два раза сходить - один раз посмотрите фантастический боевик, а во второй раз, вооружившись философской оптикой - остросоциальную антиутопию.

От первого просмотра вы получите честное, незамутненное удовольствие. От второго, вероятно, останется горечь и на память один из многозначительных символов, которыми режиссер щедро напичкал свой фильм - та же банка с огурцами (баня с пауками, извините за аллюзию), или еще более жуткий: мертвый медведь, которого поднимают в воздух на цепях, на крюках. Окровавленный, оскаленный, он летит над толпой, раскинув лапы в кощунственном благословении.