ОГО! — Коммунисты предложили сделать «День гибели» Саратовского авиазавода памятной датой

Оценить
Коммунисты предложили сделать «День гибели» Саратовского авиазавода памятной датой
Депутат Саратовской областной думы Александр Анидалов. Фото Анастасия Лухминская

Сегодня, 13 ноября, фракция КПРФ Саратовской областной думы вынесла на обсуждение в комитете по культуре, общественным отношениям и информационной политике законопроект о новой памятной дате — Дне гибели Саратовского авиационного завода. Законопроект представил лидер фракции Александр Анидалов.

Коммунист считает, что память об уничтожении флагмана промышленности будет способствовать ее развитию. Дате 21 сентября он предложил присвоить название «День гибели саратовской промышленности и жертв экономических реформ».

«Сейчас у власти находятся люди, по вине которых это произошло. Мы готовы в этом разбираться, но не за этим столом. Мы сейчас готовы говорить о трагедии. Есть люди, которые принципиально не ходят в «Оранжевый», потому что для них это кощунство. У нас в Балакове был комбинат «Химволокно», к счастью, не додумались на его месте сделать развлекательный центр», - сказал автор законопроекта.

«Риторика изменена, и я рада этому. Есть то, с чем можно согласиться», - заявила глава комитета Алевтина Лосина, но отметила, что закон о памятной дате имеет преамбулу, с которой обоснование новой памятной даты идет вразрез.

В этой связи правительство области, представительство губернатора и прокуратура дали отрицательные заключения на проект. Для обоснования позиции Лосина передала слово Юрию Гусарову, профессору экономики.

Эксперт заявил, что его дед погиб на строительстве САЗа: он отвечал за снабжением стройматериалами, перевозил по Волге плоты и упал в воду, после чего девять месяцев умирал от воспаления легких. По словам профессора, нельзя говорить о гибели промышленности Саратовской области, этот постулат является «недостоверным утверждением». Гусаров рассказал, что действительно печальной датой можно было бы назвать даты голода или холеры, которые переживала Саратовская область и вновь привел в пример свою семью: в 30-е годы от голода скончалась его прабабушка.

«В религиях один из основных грехов — это грех уныния. Нельзя настраиваться на негатив, нужно искать позитивные даты, светлые моменты развития», - предложил он.

В том же ключе выступил историк, член Общественной палаты области Юрий Голуб. Он заметил, что в каждый исторический период есть группы населения, которые будут считать себя жертвами экономических реформ. В качестве примера он привел отмену крепостного права, которая также повлекла появление недовольных групп.

По теме высказался и депутат облдумы от «ЕР», директор завода «Сигнал» Владимир Архипов. Он назвал разорение завода прискорбным событием, упомянул, что сам начинал там свою карьеру, но также не согласился с формулировкой «гибель саратовской промышленности». Его тезисы повторил и замминистра промышленности и энергетики Владимир Белгородский, который, по его словам, свой первый рабочий разряд тоже получил на САЗе.

«Давайте тогда откажемся от понятия Холокост, потому что всех евреев не уничтожили, есть целое государство», - начал высказывать возражения Анидалов.

Лосина заявила, что воспользуется правом прервать его.

«Тогда я оставлю за собой право сорвать ваше мероприятие поганое!» - перешел на крик коммунист, после чего глава комитета передала слово фракции.

Анидалов и его однопартиец Александр Нараевский рассказали о том, какие предприятия области находятся на грани закрытия. После этого депутат Дмитрий Чернышевский предложил проголосовать за то, чтобы вынести законопроект на думу для его отклонения. Члены комитета поддержали его.

  • ЗАО «Саратовский авиационный завод» было признано банкротом и ликвидировано по решению Арбитражного суда Саратовской области в 2012 году. В 2009-2011 годах территория авиазавода вместе с корпусами и оборудованием была распродана, часть цехов снесена, а недоделанные самолеты порезаны на металлолом. При этом земли оборонного предприятия, часть из которых теперь уже застроены жильем, оказались в частной собственности затем обанкротившегося завода, предположительно, незаконно.
  • В 2016 году Третье следственное управление СК РФ провело доследственную проверку материалов дела о банкротстве ЗАО «Саратовский авиационный завод» и возбудило уголовное дело по статьям 196 УК РФ (Преднамеренное банкротство) и части 4 статьи 159 УК РФ (Мошенничество). Проблема банкротства САЗ и вывода его земли из государственной собственности вновь поднималась во время визита спикера Госдумы Вячеслава Володина в Саратов в 2017 году. При этом по соседству с особняком Володина в элитном дачном кооперативе «Сосны», состоящем всего из шести домов, имел участок экс-председатель думского комитета по экономической политике Игорь Руденский - вместе они входили в число его учредителей в 2003 году. По данным СМИ, «доверенное лицо» Руденского Валентин Фауст был членом совета директоров САЗа в период его банкротства.
  • В 2018 году губернатор Валерий Радаев раскритиковал городских чиновников, которые отдали территорию авиационного завода под застройку. В конце прошлого года депутат ГД Евгений Примаков обратился к председателю СК Александру Бастрыкину с просьбой максимально быстро расследовать дело о банкротстве САЗа. Ранее в уголовном деле о банкротстве Саратовского авиационного завода пыталась разобраться депутат Государственной думы от КПРФ Ольга Алимова. В 2014 году она заявила, что в связи с этим ей поступают угрозы. 
  • В январе этого года в правительстве Саратовской области было принято решение создать рабочую группу по возврату в госсобственность имущества авиазавода. Её возглавил первый заместитель председателя правительства региона Вадим Ойкин. За этом время часть незастроенных земельных участков бывшего САЗ вернули в государственную собственность через суд. Во время одного из визитов в Саратовскую область Володин заявил, что в негативной ситуации с застройкой, сложившейся за последние годы в регионе, сыграли свою роль и правоохранительные органы.