Саратовских педагогов учат «гибкому» образованию. Компания T-Agile провела тренинг для учителей

Оценить
Саратовских педагогов учат «гибкому» образованию. Компания T-Agile провела тренинг для учителей
Фото Матвей Фляжников
Компания T-Agile 28-29 октября в школе №95 провела тренинг для учителей. Методика, которой обучает компания, называется еduScrum (от англ. еducation — образование, Scrum — методика управления проектами).

Как рассказал корреспонденту «Свободных» председатель правления  банка «Агророс» Дмитрий Кондрацков, EduScrum была создана голландским учителем Вилли Вейнандсом, преподавательский стаж которого составляет уже более 40 лет. Он создал эту методику в 2011 году, когда его родственник из IT-сферы рассказал ему о применении проектной работы в его компании. 

Суть eduScrum проста –  школьникам предоставляется возможность самоорганизации в процессе обучения. Образовательный процесс получается двунаправленным – система даёт возможность большего взаимодействия между педагогом и учениками. Обучение ведётся в группах, которые учатся самостоятельно ставить себе задачу и решать её, обучающиеся сами выбирают лидера группы. Учитель при сохранении классической роли лектора выступает ещё и наставником, именно он координирует работу учеников и направляет их. Эта методика уже является основной в Германии, Нидерландах и США. В России система реализуется в Екатеринбурге, Москве, Петербурге, Нижнем Тагиле и Саратове.

Банк «Агророс» является спонсором программы и генеральным партнёром мероприятия неслучайно – бизнес заинтересован в изменении подхода к образованию в России. «Сейчас выпускников школ и институтов приходится переучивать и готовить к работе в новой программе, они привыкли к работе в иерархической структуре, гибкая система управления им неизвестна», - отметил Кондрацков.

Тренер по eduScrum в России Екатерина Бредихина рассказала, как эта методика стала популярна по всему миру:

«Создатель системы Вилли Вейнандс ещё до знакомства со Scrum уже применял основные принципы системы – делил школьников на команды и давал им проектную работу. Так что педагог просто объединил свой опыт преподавания с основными принципами методики. Такой подход быстро вызвал интерес у других учителей его школы, а затем и всех нидерландских преподавателей. Сейчас Вилли уже обучает методике EduScrum учителей со всего мира. Год назад он побывал с тренингом и в России, так появилась российская команда, теперь тренеры ездят по стране и обучают учителей.

 

Екатерина Бредихина

 

EduScrum отличается гибкостью – конечно же, в каждой стране есть своя специфика обучения, если какой-то из принципов системы не даёт обратной связи среди учителей и обучающихся, то в него просто вносятся изменения. Перестраивать всю систему образования или радикально менять методику не требуется. Поэтому система очень быстро начинает работать в любой стране. И методисты, и применяющиe eduScrum педагоги отмечают, что система отлично укладывается в российскую правовую базу.

Принципиальное отличие от классической формы обучения в следующем: раньше учителя, по сути, читали лекции, а в новой системе учитель даёт проектные работы ученикам, которые они выполняют. Это помогает сформировать в детях лидерские качества, умение выполнять поставленные задачи в команде. Кроме того, это повышает мотивацию учеников. В новой системе ученики должны сами искать необходимую информацию, конечно, учитель по-прежнему выступает в роли лектора, но это уже не основная его работа и задача».

Никита Муковозов второй год ведёт уроки по русскому языку и литературе по новой системе в школе №95. Он тоже отметил, что система никак не противоречит российским стандартам образования:

«Система полностью соответствует российским ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты – ред.). По законам об образовании учителя, по сути, должны были применять методики, совпадающие с основными идеями EduScrum, но в условиях действующей образовательной системы, классической работы «за партой» эти принципы были малоприменимы. Во ФГОС было прописано, что школа должна воспитать человека, способного самостоятельно поставить себе цель и достичь её, но сделать это в рамках программ и учебников, предложенных министерством образования, достаточно сложно. То есть, новая система помогает реализовать предписания министерства образования, а не мешает им, в чём любят обвинять любые инновационные программы критики и консерваторы.

 

Никита Муковозов

 

Основная проблема в использовании системы в том, что далеко не все учителя готовы работать по-новому. Прежде всего, придётся смириться с шумом на уроке, ведь ученики должны постоянно общаться между собой и с самим педагогом. Конечно же, для многих учителей это абсолютно неприемлемо – они привыкли работать при идеальной тишине в классе. Мне и самому было сложно привыкнуть к «шумному» уроку, а ещё это очень энергозатратно, например, у меня есть день, когда я провожу четыре урока подряд по новой системе, а после ещё и два обычных урока – это действительно очень сложно. Несмотря на то, что у учеников появляется большая свобода в обучении, всё равно приходится готовить материал и направлять работу детей в необходимое русло. Результат есть, получается заинтересовать учеников, это же отмечают и родители. Бывает, что и школьники критически воспринимают новую методику, ведь она предполагает их вовлечённость и собственную работу, для многих формат «учитель рассказал – мы послушали» намного привлекательнее, на первых порах обсуждать со мной литературное произведение были готовы три-четыре ученика из всего класса».

Преподаватель Саратовского социально-экономического института тренер компании T-Agile Екатерина Падалка внедряет новую систему в «Экономе».

«По такой же методике я провожу занятия со студентами.  Удаётся добиться большей вовлечённости. И среднее, и высшее образование сейчас достаточно бюрократизировано. Прежний формат преподавания не интересен детям поколения Z (молодёжь, родившаяся в конце 90-х или начале нулевых). Такой материал, по сути,  не носит прикладной характер, но когда я изменила форму подачи материала, студенты стали более мотивированы, они стали понимать, где именно они смогут применить эти знания и навыки. Кроме того, так студенты учатся работать в команде,  критически мыслить, они становятся более креативными. Такого результата классические методики не дают. Думаю, система обязательно приживётся в России, она помогает выстраивать партнёрские взаимоотношения с педагогом вместо иерархических. Всё это очень нужно людям, желающим достичь успеха в быстро меняющемся современном мире. Работодатели тоже, конечно же, заинтересованы в том, чтобы ВУЗы выпускали специалистов, обладающих всеми этими компетенциями».

 

Екатерина Падалка

 

Дмитрий Кондрацков считает, что благодаря этой программе, школы, а вслед за ними и вузы будут выпускать подготовленных специалистов, готовых к жизни и работе в непостоянном современном мире. «Пока что у ряда школ есть скептицизм по отношению к системе, потому что у них существуют собственные методики преподавания, и они не готовы их менять – это, например, физико-технический лицей и лицей математики и информатики, хотя отдельные педагоги из этих школ присутствуют на мероприятии. Активно же с нами работают лицей-интернат естественных наук, лицей гуманитарных наук и, конечно, школа № 95, на базе которой и проводится тренинг. По этой методике уже начинают работать Эконом и РАНХИГС, есть интерес к программе и в СГУ. В любом  случае, этот тренинг даст бесценный опыт всем педагогам, а их выпускники станут конкурентоспособными людьми. Как раз это – самое важное», – подытожил Кондрацков.