«Для нас важнейшим является кино»

Оценить
Дмитрий Козенко о том, что президент обратил внимание на российский кинематограф, и что из этого может выйти. Спойлер — ничего.

Недавно в кино был, « Джокера» смотрел. В общем — без восторгов. Но не об этом речь. Почти тридцать минут перед сеансом показывали рекламу других фильмов и отечественных и зарубежных. Ничего не запомнил, ничего не отметил для себя — мол, надо обязательно посмотреть. Но скоро всего этого безобразия может и не быть. Что же вместо рекламы? Документальный фильм какой-нибудь посмотреть не хотите ли? Например, о нашем сотрудничестве с Африкой или пусках новых ракет или успехах в мостостроении?

С чего бы вдруг? Постараюсь объяснить. Владимир Путин дал поручение Владимиру Мединскому (это министр нашей культуры) воссоздать студию документального кино. Мединский обязательно исполнит. Так как деньги там будут государственные, то и снимать документалки будут на темы, государству приятные. Ну, а чтобы собрать аудиторию, эти фильмы можно будет показывать  перед сеансами фильмов художественных. Точно как в Союзе, когда перед показом «Фантомаса» пятнадцать минут рассказывали с экрана об успехах хлеборобов.

Документальным кино президент не ограничился. Томимый неясной тоской по временам своего отрочества он поручил тому же Мединскому восстановить студию детского и юношеского кино. Предложение Путина кинодеятели приняли с большим энтузиазмом. Еще бы — какие перспективы открываются, какие бюджеты.

Юлиана Слащева, гендиректор киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького: «Необходимость создания такой студии давно назрела, в первую очередь в связи с плачевным состоянием государственной киностудии Горького на протяжении многих лет. Сейчас у нас большие планы по восстановлению студии и построению на ее базе фактически новой студии с сохранением традиций советской школы игрового кино для детей и молодежи» 

«Советская школа игрового кино — это, конечно, хорошо. Только пойдут ли современные дети на новые версии «Морозко», «Двенадцати месяцев» «Армии Трясогузки»? Или предпочтут диснеевские мультфильмы? Пока в борьбе за деньги зрителей наш кинематограф — и детский и взрослый — проигрывает с крупным счетом. Этой осенью стало известно, что наши картины сделали в 2,9 раза меньше сборов, чем в 2018 году. По данным, опубликованным «Коммерсантом», их доля составила 3,2 процента (против 11,5 процента), и это рекордно низкий показатель за последние годы. И это при том, что принимаются масштабные протекционистские меры по защите российских фильмов. Министерство культуры неоднократно выступало с инициативами по поддержке российского кино. Например, предлагалось законодательно установить разную цену на билеты на российские и иностранные фильмы, увеличить стоимость прокатного удостоверения для зарубежных фильмов с 3,5 тысячи до пяти миллионов рублей, а также установить для кинотеатров 20-процентную квоту на показ отечественных лент. 

Возможно, президента не знакомят с этими новациями, и потому он уверен, что наше кино по-прежнему популярно во всем мире. Иначе бы он не назвал на столетии ВГИК наш кинематограф «мягкой силой российской». Видимо, он не знает, что имена близких ему режиссеров вроде Никиты Михалкова или Карена Шахназарова в других странах или не знают или уже забыли. Если кого и знают, то вряд ли фильмы таких режиссеров понравятся Путину. Тот же «Левиафан» или «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. А ведь этот режиссер — обладатель главного приза Венецианского и лауреат Каннского кинофестивалей, двукратный номинант на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».  Впрочем, в фильмах Звягинцева — совсем не та Россия, какой ее видит президент страны.

С другой стороны неожиданный интерес Путина к российскому кино привел к тому, что Минкульт наконец-то решился раскрыть данные по поддержке наших фильмов. Ежегодно на это тратится 5 миллиардов рублей. Данные  о том, какой фильм сколько денег получил и сколько вернул за счет проката можно найти в базе данных государственной поддержки

Приз «Провал года», если бы такой вручался, получил бы никому не известный военный приключенческий боевик  «Семь пар нечистых», который получил от государства 119 миллионов рублей, а собрал в прокате меньше 1 миллиона.

Еще один, так сказать, шедевр — фильм «Крымский мост. Сделано с любовью», режиссера Тиграна Кеосаяна по сценарию его жены, главного редактора телеканала RT Маргариты Симоньян. Лента, несмотря на массированную рекламную кампанию, получила в прокате 70 миллионов рублей, а государство давало семейному дуэту 100 миллионов. И вопреки грозным заявлениям Минкульта, что ведомство будет требовать возврата средств, если фильм не окупился в прокате, штамповка идеологически правильных лент продолжится. Вот 31 октября на экраны выходит фильм «Ленин. Неизбежность» режиссера Владимира Хотиненко. Это о том, как международный авантюрист Парвус (Федор Бондарчук) на деньги германского генштаба провоцирует в октябре 1917 года массовые беспорядки в Российской империи, чтобы привести к власти Владимира Ленина (Евгений Миронов). Сами понимаете, тема внешнего вмешательства в наши распрекрасные внутренние дела сейчас очень востребована.

Вам остается решать — что смотреть: очередной боевик из жизни города Готэма или идейно выдержанный российский фильм.