«Каждый день мы встречаемся в Инстаграме». Зачем саратовские чиновники регистрируются в соцсетях?

Оценить
Осенью этого года российских управленцев всех рангов обязывают заводить аккаунты в социальных сетях, сейчас это уже необходимость, а не бонус к «классической» коммуникации с гражданами. Почему это произошло и как чиновники учатся работать в сети?

Центр регионам – всем выйти в сеть!

Еще в декабре 2018 года администрация президента призвала глав субъектов РФ создавать свои страницы в наиболее популярных социальных сетях. Кстати, саратовский губернатор опередил многих своих коллег – к тому моменту его аккаунт в Instagram работал уже два года и был достаточно популярен. Летом 2018-го губернатор и вовсе поучаствовал в так называемом «Гагачате», ответив на комментарий жительницы Энгельса о плохих дорогах под постом Lady Gaga. Тогда инстаграм-аккаунт певицы превратился во «всероссийский чат». Валерий Васильевич со своей страницы в соцсети ответил девушке: «Мы понимаем ваше негодование. Постепенно все дороги ремонтируются». Так сложился миф о том, что Радаев отвечает на любые комментарии, где упоминается его личность, но сейчас можно уверенно говорить о том, что это было одним из способов продвижения губернатора в социальной сети. Оригинальным способом, стоит отметить. 

В конце 2018 года появляются два других наиболее популярных в области Instagram аккаунта представителей власти – мэра города Михаила Исаева и «Сторонников Володина», последний до сих пор многие ошибочно принимают за личную страницу председателя Госдумы. 

Прошло менее года, и присутствие представителей власти в социальных сетях носит уже обязательный характер. Почему? Давайте вспомним, как зачастую решались проблемы в российской провинции последние лет двадцать? Верно, во время «Прямой линии с Владимиром Путиным». Такая схема, конечно, очень выгодна имиджу президента – поступает жалоба, первое лицо страны строго отчитывает подчиненных в прямом эфире и обещает лично контролировать ситуацию. А вот рейтинг региональных властей при этом не просто падает, а уходит в минус. Но решить какое-то существенное количество проблем таким образом просто невозможно, центр делает простой вывод – работать над этим должны местные власти, а самый очевидный инструмент для этого как раз и находится в социальных сетях. 

7 октября в саратовском «Экономе» открылась программа повышения квалификации для глав муниципалитетов «Создание имиджа органов местного самоуправления в публичном пространстве». В ССЭИ прибыли все главы районов и городских округов, а открыл программу губернатор области. Валерий Радаев напомнил о том, что президент неоднократно призывал муниципальную власть к постоянному диалогу с населением, ведь именно к ней должны в первую очередь обращаться люди за решением своих проблем. Губернатор признал: «Люди не верят в решение проблем на местах». 

Преподаватель МГУ, политолог и один из немногих специалистов по политическому SMM в России Виталий Ермолаев, объясняя предпосылки к появлению российских муниципальных политиков в социальных сетях, рассказывал, что за последние два года информационную повестку в регионах далеко не всегда контролировали власти: «Вспомните трагедию в Кемерово, пожар в «Зимней вишне». Украинский пранкер распространял фейковую информацию о четырех сотнях погибших. Делал он это открыто и настолько успешно, что местные жители поверили ему и протестовали целых три дня, требуя честных данных о жертвах. Потому что реакция властей на этот вброс была нулевой. В результате губернатор Аман Тулеев, который занимал пост с середины 90-х, был вскоре отправлен в отставку. Все его предыдущие достижения на посту совершенно не учитывались». 

Случай, когда власти сумели поставить соцсети себе на службу, тоже памятен и трагичен. «Когда в 2017 году в питерском метро произошел теракт, разумеется, по социальным сетям разошлись слухи и фейки. Но администрация города сработала оперативно, опять же, через соцсети – ложная информация опровергалась, а жителям Петербурга отвечали на волнующие их вопросы: о работе транспорта, о безопасности и т.д. В тот день на официальный аккаунт мэрии «ВКонтакте» подписалось 46 тысяч человек, власти полностью контролировали информационную повестку в городе», – рассказывает Ермолаев. 

Конечно, явно смущает чиновников и активность оппозиции в социальных сетях. В ходе своего выступления 7 октября Радаев воскликнул: «Учитывайте опыт последних выборов в Москве!».  Как мы помним, тогда только благодаря активности в социальных сетях несистемная оппозиция заставила говорить о себе всю Россию и проводила масштабные митинги в столице. Из парламентских партий наиболее заметны в сети коммунисты. Например, на страницу облдепа Николая Бондаренко в Instagram подписано почти 280 тысяч человек. Разумеется, с такой ситуацией власти мириться не готовы. 

О чем политики рассказывают на своих страницах? 

В целом, популярные и постоянно обновляющиеся страницы региональных политиков достаточно однообразны. Почти все посты посвящены посещению представителями власти строящихся объектов, часто публикуются фотоотчеты с официальных мероприятий: форумов, заседаний правительства и т.д. Именно так выглядят страницы губернатора Радаева и вице-губернатора Александра Стрелюхина. 

Мэр Саратова Михаил Исаев в сети создает образ политика, способного постоянно контролировать ситуацию в городе. В своих недавних публикациях градоначальник продемонстрировал, как отчитывает подрядчиков за затяжной ремонт проспекта. А еще Исаев любит показать, что он «ближе к народу», чем другие чиновники. Один из октябрьских постов – глава города участвует в субботнике, на который призывал выйти граждан. Тут можно вспомнить и историю с поездкой на автобусе до места работы во время зимнего транспортного коллапса. Также именно в инстаграме Исаева публикуется важная для граждан информация о перекрытии улиц, об отопительном сезоне и т.д. 

Глава Энгельсского муниципального образования Дмитрий Тепин – тоже активный пользователь инстаграма. Тепин – один из самых молодых руководителей региона и любит общаться с молодежными организациями, студентами и школьниками, о чем не забывает рассказывать на своей странице. Выделяет экс-министра строительства и то, что он часто  записывает видеообращения к жителям Энгельса. 

Все эти страницы имеют очень важную общую черту: в публикациях используется официальный язык пресс-релизов. Это проблема не только российских чиновников, такой же стиль используется в Instagram президента Франции Эмманюэля Макрона и канцлера Германии Ангелы Меркель. SMM-специалисты считают, что это не лучший вариант для общения с пользователями социальных сетей. «Пользователи ждут от ответов простого языка, а не бюрократических оборотов», – такое мнение высказал нам SMM-специалист Виталий Ермолаев.

 
 

Вызывает вопросы и личное участие чиновников в ведении своих страниц в Instagram. Может создаться впечатление, что чиновники не просто не отвечают на комментарии, но часто и не читают их, не интересуются мнением людей. Например, Валерий Радаев видит в проведении в регионе ярмарок сельскохозяйственной продукции решение проблемы с доступностью продуктов питания для жителей области, при этом под его постом о проведении крупной ярмарки на Театральной площади Саратова нет ни одного положительного комментария. 

Несмотря на это, руководитель пресс-службы губернатора Нина Попова отметила в беседе с корреспондентом, что Радаев «читает все обращения, которые поступают на его страницы в социальных сетях, дает по ним поручения. Губернатор внимательно относится ко всем вопросам, просьбам, предложениям». Попова отметила и то, что множество вопросов жителей области было решено благодаря обращениям на личные страницы губернатора – устанавливались детские площадки, памятники.  Валерий Васильевич помогал гражданам в сборе документов и т.д.

В комментариях же на страницах Радаева и Исаева достаточно мрачно. Впрочем, это обычное явление, как отмечает один из первых российских региональных политиков-блогеров, липецкий депутат Андрей Трофименков: «В отношении чиновников в социальных сетях действует «презумпция виновности», нужно заслужить доверие и признание аудитории».

 
 

Еще один случай, когда личное участие политика в ведении страницы в Instagram ставилось под сомнение, произошел, когда мэр города Михаил Исаев ушел на недельный отпуск в середине сентября. Тогда на странице градоначальника продолжали появляться публикации, несмотря на то, что сам Исаев не находился в городе. Как рассказала корреспонденту «Свободных новостей» пресс-секретарь главы Саратова Татьяна Плющева, за социальные сети чиновника в это время отвечала она, а решение продолжать вести аккаунт в Instagram было принято самим Михаилом Александровичем. Причина проста: «Мэр видит, насколько важно и интересно для горожан его присутствие в социальных сетях, поэтому было принято такое решение». 

Глава саратовских единороссов Николай Панков большую часть постов пишет самостоятельно, это заметно по его стилю, например, Панков очень любит делить свою мысль на несколько простых предложений. Впрочем, это не мешает ему часто допускать ошибки. В своих публикациях депутат Госдумы постоянно ругает чиновников и СМИ, зато очень хвалит  Вячеслава Володина. Но вообще Панков более популярен в Telegram – там у него почти в четыре раза больше подписчиков. 

Еще одна страница в Instagram, связанная с политикой в области, принадлежит «Сторонникам Вячеслава Володина». Отметим, модераторы инстаграм-аккаунта volodin.saratov действительно замечают комментарии пользователей и очень часто отвечают на них. Председатель парламента часто записывает видеообращения для саратовцев, которые публикуются на этой странице.

 
 

Грамотному ведению соцсетей нужно долго учиться... 

Наиболее очевидная задача, которая ставится региональными чиновниками, присутствующими в социальных сетях, – собственное продвижение и пиар. Но есть и более важная цель, результат от которой должны ощутить граждане. Радаев обозначил ее так: «Повысить доверие граждан к власти и выстраивание обратной связи с избирателями». Доверие пользователей можно заслужить, отвечая на все без исключения жалобы пользователей в сети, считают профессионалы. SMM-специалист Юлия Медведева работала в пресс-службе саратовского зампреда, а затем вела соцсети министерства экологии Московской области. «Все комментарии, поступающие на официальные страницы министерства, мы фиксировали как официальные обращения в ведомство. Еженедельно я сдавала отчеты по комментариям. Даже если это был очень негативный отзыв, мы его не удаляли, а «закрывали» фактами, показывая, что мы выполняем свою работу. Модерации подлежала только ненормативная лексика», – рассказала Юлия. 

Конечно же, иногда под публикациями областных политиков появляются комментарии достаточно резкого содержания. Например, пользователь lopatovod под постом Михаила Исаева счел необходимым рассказать жуткую историю из Мексики, где мэра одного из городов привязали к пикапу и протащили по улицам. В течение нескольких часов комментарий был удален. 

15

Ну а в целом, пока, к большому сожалению, всем перечисленным нами должностным лицам есть к чему стремиться, без ответа часто остаются грамотно и вежливо составленные жалобы, а люди отмечают, что обращаются уже в третий, а иногда и в шестой раз…

 
 

Но почему именно Инстаграм? На этот вопрос корреспондента Юлия Медведева ответила так: «Instagram особенно популярен у чиновников потому, что он сейчас активно развивается и растет, постоянно увеличивается количество его пользователей». И, конечно, визуальная форма «ко мне обратились – я ответил» очень удобна для региональных политиков, это создает у граждан ощущение того, что они могут быть услышаны именно в социальных сетях. По этой же причине в обществе уже сейчас сложилось мнение, что написать чиновнику в Instagram куда проще, чем дожидаться ответа на официальный запрос, ведь это может сэкономить время и силы граждан.

А ждать ли результата? 

Как выяснилось после отчетов глав муниципальных образований губернатору 7 октября, не все областные чиновники считают необходимым для себя ведение рабочих соцсетей. Глава администрации Балаковского района Александр Соловьев, например, завел себе аккаунт в Instagram только после вопроса от губернатора о том, почему он до сих пор не представлен в социальных сетях. На следующий день после регистрации в Instagram Соловьев завел себе и профиль «ВКонтакте», но тут же сделал его закрытым – написать ему могут лишь пользователи, добавившие управленца в друзья. Видимо, многие чиновники региона надеются отделаться от претензий вышестоящих органов формальным присутствием в интернете. 

После выговора со стороны губернатора активизировались представители областных ведомств и главы муниципальных районов Саратова. Они отвечают на комментарии пользователей под публикациями мэра и губернатора. Эти ответы все так же написаны бюрократическим языком, а управления по физической культуре и спорту администрации Саратова и вовсе проигнорировало просьбу мэра ответить на вопрос одного из пользователей.

19

Какой результат дает многолетняя работа в социальных сетях? Например, упомянутый нами ранее липецкий «сетевой депутат» Андрей Трофименков благодаря 10-летней работе в социальных сетях стал одним из самых узнаваемых политиков своего региона, и жители всей Липецкой области обращаются к нему в надежде на помощь в решении проблем. 

Специалисты, в целом, позитивно высказываются о новой инициативе. Российский политолог Леонид Давыдов, создатель сайта Давыдов.Индекс, высказался о ней так: «Практику можно только приветствовать. Прямой контакт. Поиск способности правильно и доходчиво излагать свои мысли. Быть понятными для граждан, пытаться их слушать и слышать. Конечно же, не у всех чиновников получится сразу, а для кого-то присутствие в сети так и останется номинальным. Но в целом, все, в том числе и граждане, получат отличный опыт, который поможет в дальнейшем. Люди будут различать не интуитивно, а фактически, кто с ними искренен, а кто отбывает номер и пытается отделаться формальными ответами. Все это крайне важно для следующего цикла выборов, прежде всего, муниципальных». 

Так что обольщаться массовому появлению региональных политиков и ведомств в социальных сетях не стоит, но при грамотном подходе чиновников к их работе в сети это способно дать гражданам позитивный результат – власть может стать более открытой.