Правозащитников Пономарев: Силовики бросили вызов Конституционному суду
Приговор Константину Котову противоречит базовому понятию преступления в уголовном праве и представляет собой умышленное, открытое и демонстративное неподчинение следствия, прокуратуры и Тверского районного суда Москвы Конституционному суду РФ. Так считает правозащитник Лев Пономарев, опубликовавший свой пост по делу Котова в блоге на «Эхо Москвы» вчера, 11 октября.
«Это, если хотите, открытый бунт, посягательство на основы конституционного строя РФ, совершенное должностными лицами различных ветвей власти, и не исключено, что в сговоре. Те люди, которые инициировали его (вероятно, это фракция силовиков во власти), толкают саму вертикаль власти к распаду и межведомственному противостоянию, провозглашая курс на массовые репрессии против гражданских активистов, что в свою очередь может заставить граждан России искать крайние средства решения этой проблемы», - написал Пономарев.
По мнению автора блога, Котов обвиняется по «юридически абсурдной» и «морально неприемлемой», статье 212.1 УК РФ (Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга). Под нее попали четыре эпизода мирного участия общественника в протестных собраниях и шествиях. Пономарев подчеркнул, что из пяти задержаний автоматически возникло уголовное дело, по которому суд приговорил мирного активиста к четырем годам тюрьмы. Этот приговор вступает в силу 14 октября. Автор напомнил, что в 2017 году Конституционный суд РФ разъяснил, что привлечение граждан к уголовной ответственности по этой статье возможно только в случае нанесения существенного реального вреда их действиями во время массовой акции. В инстанции указали, что привлечь к уголовной ответственности мирного демонстранта невозможно.
«В деле Котова статья 212.1 УК РФ была применена именно так, как ее запретил применять Конституционный суд. Можно сказать, власти оправдали худшие опасения судей Конституционного суда», - уточняет Пономарев.
Правозащитник опасается того, что если Мосгорсуд оставит приговор без изменения, то такие дела «будут возникать по стране сотнями и тысячами». Под нее попадут деятельные общественные активисты, которых задерживали два и более раза, потому что «задержать третий и четвертый раз - не проблема».
«Защита Константина Котова сегодня – вопрос сохранения в России гражданского общества и, как следствие, шанса на мирные преобразования», - резюмирует Пономарев.