Вышел Джокер из тумана. Почему этот фильм нужно смотреть даже тем, кто не интересуется комиксами? (Осторожно, спойлеры!)

Оценить
Вышел Джокер из тумана. Почему этот фильм нужно смотреть даже тем, кто не интересуется комиксами? (Осторожно, спойлеры!)
Режиссер отвязных «Мальчишников в Вегасе» снял биографию антагониста Бэтмена.

У Джокера было много лиц и масса невероятных биографических подробностей: его роняли в чан с химикатами, срезали с него лицо, присобачивали обратно – на завязочках, и проч. Джокера играли Джек Николсон, бедный Хит Леджер и даже Джаред Лето – вот уж без кого можно было обойтись. И тут пришел Тодд Филлипс и сказал:

  • А сейчас вы увидите настоящего Джокера!

Как известно, минус на минус дает плюс. Оказалось, если взять режиссера, проявившего себя в комедийном жанре, и старинный, как дерьмо мамонта, комикс – то можно получить настоящее, глубокое кино, которое ухитряется быть одновременно смешным и страшным. Во многом, разумеется, это заслуга Хоакина Феникса – самого достоверного Джокера за всю историю персонажа. Вообще-то Фениксу не привыкать изображать психические расстройства, он и сам-то по себе очень странненький. Знали ли вы, что Хоакин Феникс вырос в секте? Что его старший брат, прекрасный актер Ривер Феникс, умер у него на руках? Что он веган? Но чего совершенно точно мы не знали о Хоакине – это что он настоящий, прирожденный комик. Во всех своих киноработах и в шоу он светил довольно-таки пафосным хлебальничком и улыбался на порядок меньше, чем любая голливудская звезда, почти так же редко, как грустный Киану Ривз. И тут вдруг Феникс играет чувака, который страдает безобидным, но раздражающим расстройством – при малейшем волнении начинает хохотать. Парнишка хохочет, окружающие злятся, и даже в агентстве клоунов он на плохом счету, и уж точно ему не стать стендап-комиком, как он мечтает. Хотя эта шутка была неплоха:

«Когда в детстве я говорил маме, что хочу стать комиком, все смеялись. Почему теперь никто не смеется?»

Мама не смеется. Вместе они смотрят вечернее шоу Мюррея Франклина (Роберт де Ниро), и Артур мечтает, что тот пригласит его и назовет сынком. Стареющий юноша в поисках образа отца.

Артур Флек претерпевает от жизни толчки и уколы, и атмосфера Готэма начинает сгущаться, ощутимая, как паутина на лице. На улицах воняет мусором, повсюду подростковые банды, стены расписаны граффити, жестокость, безумие и ложь окружают несмешного клоуна, и он бежит, высоко вскидывая колени, но не может убежать из собственной головы.

Первое же его преступление порождает толпу подражателей: по городу теперь ходят люди в масках клоуна, и Флек вглядывается в эти личины, как в собственное искаженное отражение. Он накладывает грим, он снимает грим, он надевает маску, красит волосы в зеленый цвет – и когда он танцует в уродских белых трусиках, мы наконец понимаем, что сейчас произойдет что-то очень страшное, ужасное. Никто не спасет его. Никто не спасет нас. Мы все одиноки, и безумны, и обмануты. И в то же время это ужасно смешно, невозможно не смеяться – как будто пластический рисунок этого танца попадает тебе прямо в центр смеха в мозгу. Недаром в фильме мелькает отрывок из комедии с Чарли Чаплином: комический талант Хоакина Феникса сродни ему. Чаплина, кстати, тоже не узнать в гриме, он тоже бедный клоун, маленький человек большого города.

Триумф Джокера совпадает с актерским триумфом Феникса – Джокер в прямом эфире телешоу убивает своего ненаглядного Мюррея Франклина, а Феникс тем временем переигрывает Роберта де Ниро, как ребенка. Де Ниро даже и не старается – он уже все свое сыграл... Но мы забегаем вперед, позволяем себе недопустимые спойлеры. Посмотрите лучше сами. И лучше всего идти в кино одному, на последний, самый последний сеанс, как это наверняка сделал бы Артур Флек. Купите попкорн и просто расслабьтесь. А когда выйдете на темную, сырую, с легким запахом саратовского мусора, улицу, то без особых усилий представите себя жителем Готэма. Позвольте себе и это, и скоро заметите, что идете пружинистой, танцующей походочкой Джокера, безумца и победителя.

На фоне «Джокера» очень бедно выглядит недавняя нарядная премьера – «К звездам» с Брэдом Питтом в роли рефлексирующего астронавта. И это при том, что между героями много общего: оба одиноки, грустны, оба ищут отцовскую фигуру, оба прячутся от мира – один под грим, другой в скафандр. Артур Флек официально признан чокнутым, а Рой Макбрайд – наоборот, самым вменяемым астронавтом во Вселенной.

И все же Рою зритель вряд ли доверил бы водить даже городскую маршрутку: несмотря на весь его самоконтроль, смертей на его счету больше, чем у Джокера. Весь фильм снят ужасно уныло, как будто в России в 1985 году, и робот Вертер мерно шагает по коридору за мальчиком Колей двадцать минут экранного времени. Брэд Питт не хлопочет лицом и в шлеме скафандра похож на холодную котлету в пластиковом контейнере. Прибавьте к этому долгие псевдофилософские рассуждения на уровне «Почему дважды два четыре», мелодраматические врезки и экшн-эпизоды, снятые безжалостно неряшливо и не развивающие действия, – видимо, их вставили только для того, чтобы зритель не свалил. И все же и у этой картины наверняка найдутся поклонники среди любителей космической фантастики.

Смотрите кино – это очень украшает жизнь. Если бы Джокер любил кино – он, может, и не убил бы никого.