Клуб грустных и ненаходчивых. Как фестиваль юмора превратился в пропагандистский цирк

Оценить

На Первом канале в субботу показали запись фестиваля «Голосящий КиВиН 2019». Если кто не знает, этот кавээновский музыкальный фестиваль проводится с 1996 года. На него приезжают специально приглашенные команды, часть отсеивается в процессе репетиций и редактуры, остальные попадают в гала-концерт. В телеверсию могут попасть не все участники записи – редакторы Первого канала вносят свою лепту, объясняя вырезки ограничением хронометража. До 2014 года фестиваль проводился в Юрмале (Латвия). После введения антироссийских санкций КВН переехал в Калининградскую область – в Светлогорск.

Запись гала-концерта прошла еще 20 июля, в самом начале предвыборной горячки и митингов с задержаниями, поломанными ногами и вывихнутыми руками. До этого, еще в июне случилась резонансная история с журналистом Иваном Голуновым, которому полицейские подкинули наркотики. Однако ждать отражения всех этих событий в юморе младошутников, допущенных до телеэфира на Первом, было бы глупо – плотный фильтр из редакторов КВН, Александра Маслякова и редакторов программы просто не пропустил бы что-то подобное в эфир.

Я не стал бы вообще рассказывать про этот, мягко говоря, не самый смешной из увиденных мной фестиваль, если бы не ряд моментов, которые вызвали недоумение или возмущение.

Начну с команд, отмеченных призами фестиваля.

Президентский (он же утешительный) КиВиН

«Татнефть» решила спеть песню про Светлогорск, где все наоборот, начиная с города – Темноравнинск, заканчивая соседними странами «сверхдержавами» – Польшой и «бескрайней Литвой». Здесь ничего особенного – пытались пошутить, получился короткий приступ великодержавного шовинизма.

Потом единственная девушка в команде спела песню от имени «жены депутата», которого она подозревает в наличии любовницы. Здесь просочилась политическая шутка про новый закон – «власть ругать запретили», поэтому наказание за любовницу (или только подозрение на любовницу) было без ругани. Угадайте, какое.

«Я власть на неделю без секса оставлю», – пропела девушка. Если подозрения оправданы, и у него есть, с кем заняться сексом кроме жены, мне кажется, так себе наказание. Без секса девушка оставляет в данном случае себя, а что там у депутата – мы об этом не узнаем.

У «Татнефти» была одна удачная шутка про отсутствие секса, как ни странно, у той же девушки, и небольшая пародия на Маслякова со Слепаковым. Видимо за эту пародию президент КВНа и наградил их своим призом.

Малый КиВиН в тёмном

Из выступления «Сборной Великобритании» я узнал, что редакторы Первого канала могут позволить себе выпустить в эфир такие фразы, как: «в рот компот», «итить-колотить» и «[Роскомнадзор]-муха».

Россияно-британцы попытались совместить русскую и западную культуру. В результате они родили двустишье на мотив песни «На Титанике» Лолиты Милявской:

Лезгинку в пять гитар играют в панике.
Это посетил Рамзан концерт «Металлики»...

Молодцы – и Кадырова упомянули, и извиняться не придется потом. Судя по видеоряду, смеялся в жюри над этой шуткой один Михаил Галустян.

Галустян
Здесь и далее использованы кадры видео из официального канала КВН в YouTube

После шутки одного из англичан: «Светлогорск – не Грузия, самолеты сюда летают», у меня появился вопрос, а действительно ли он из Великобритании? Авиасообщение с Грузией прервано только в сторону России, или британец настолько вжился в команду, что пытается нас убедить, что за границами России находится вакуум?

Некоторое недоумение вызвала сценка, где два англичанина соревнуются, кто из них больше русский. В итоге победил тот, кто чуть ранее назвал своего оппонента «самкой собаки». Юмор у «Сборной Великобритании» получился не совсем английский. Скорее – русский подзаборный.

Англичане

Малый КиВиН в светлом

Курорты Краснодарского края в этот раз представляла «Планета Сочи». У сочинских команд в разных составах всегда был искрометный юмор, но телевизионная цензура делает свое дело. В итоге получилось то, что получилось: не очень адекватные шутки про танцы в храме, лотерею РЖД отягощенные бодишеймингом уже упомянутой ранее Лолиты Милявской.

Финальная песня была про бесполезность запрета нецензурного «фундамента русской речи». Несмотря на то, что мат запрещен на территории России, песня предварялась обращением к «некоторым странам-соседям», в которых пытаются «запретить русский язык», но продолжают на нем материться. В ходе песни с экранов телевизоров звучали призывы употреблять эти самые запрещенные слова в устной речи и ничем не заменять их. Возможно, вступительные слова про запрет русского языка были придуманы уже на фестивале, чтобы спасти песню от исключения, но в новом контексте она потеряла всю свою остроту.

Три КиВиНа за клоунаду

Малый КиВиН в золотом и два Больших – в темном и в светлом – достались командам, которые пытались смешить не своим актуальным юмором на злобу дня, а обычной клоунадой, подколками других участников своих же команд и членов жюри. Клоунада – это то, что у кавээенщики умели делать всегда. Никакой политики, легкий юмор... Ну, и куда же без шуток про Светлогорск? Армавирская «Русская дорога» вышла с муляжом торта и спела:

Хотим подарить пластмассовый торт,
Он не настоящий, как и этот курорт.

Потом они много переодевались, пошутили про своего мэра и рассказали, что налоговую у них «закрыли, потому что она больше света жгла, чем налогов собирала».

Еще один торт на сцену вынесли «Борцы». Он был уже с кремом, но судя по репликам команды, торт тоже был не настоящим. Этой команде, в принципе, можно ничего не делать на сцене, смешными они быть не перестанут из-за продвигаемого ими стиля мускулистых неуклюжих туповатых кавказцев (внимание!) из Сургута.

Еще одни клоуны – «Михаил Дудиков» из Ставрополя – тоже спели про прелести курорта в Светлогорске:

А я у моря сидел на камне,
Теперь я больше не жених...

Из местных развлечений ребята придумали – съездить помянуть Канта к нему на могилу.

Большой КиВиН в золотом

Победила на фестивале «Сборная Снежногорска». Секрет успеха команды – выставить дураками всех участников, рассказать каламбур про уже начавший забываться мем с Ларисой Гузеевой – «Контрабас! Контра-ба-си-на!» и бесконечное количество шуток про погоду, день города и местную власть. Например, глава дорожного комитета – это невидимка, который делает невидимые дороги, но за реальные деньги. Смешно, аж плакать хочется.

Обделенные наградами

Остальные команды в большинстве своем не удивили совсем. «Будем дружить семьями» шутили про семью и друзей. Немного намекнули на повышение рождаемости, на которое из года в год намекает президент в своих посланиях. «Актеры» шутили про кино и про актеров. «Такая история» пели про историю и современных музыкантов. «Так-то» несколько раз неуверенно назвали себя неуверенной командой. Пошутили про расизм, потом спели про «Тополь-М» и санкции. «Нате» из станицы Брюховецкой выступили в своем обычном стиле с деревенскими шутками про гуся и Ихтиандра.

Озадачили только три команды. Сначала удивила сборная Крымского университета – «Полуостров». Они полуостро пошутили, про то, что тоже из курортного региона. Следом была чуть более острая шутка, что приехали они с миром: «Мир – это такая банковская карта, на которой написано место, где она не работает».

Крымчане также заявили, что они единственные россияне, у которых до Путина президентом был Янукович, и попросили сразу озвучить им результаты фестиваля. Потому что они приехали на деньги из крымского бюджета: «Не хотелось бы их зря тратить... Тем более, это ваши деньги».

Эти шутки вызывали в зале сдержанный смех. Создалось впечатление, что зрители и жюри, прежде чем засмеяться, посмотрели по сторонам, не наблюдает ли за ними «товарищ майор». В итоге команда ничего не выиграла. Но немного поиздевалась над Сергеем Светлаковым. Кавээнщики уговорили его сыграть на трубе, но у него ничего не получилось.

Светлаков

«G-Drive» из «Газпромнефти» заявили, что хотели начать свое выступление с актуальной песни, но оказалось, в этом году воспевать нечего: «У нас в России, наконец-то, всё хорошо», – узнал я из их песни. И газпромовские кавээнщики продолжили: «Депутаты, артисты, спортсмены тем для песни не дали нам».

Другие команды нашли темы для шуток, газпромовская не нашла. Или не искала. Не понятно, зачем ехать на фестиваль, если не знают, над чем шутить. Под занавес своего выступления они привели старых кавээнщиков, и начали шутить про Зеленского, который «сюда сорваться не может».

Самая маскулинная команда фестиваля – «Умные люди» из Рязанского десантного училища – немного пошатнула мой стереотип относительного того, как должен вести себя настоящий десантник. Сначала они по-детсадовски пытались «отомстить» Тимати, заявив, что Путин не его, а их лучший друг. Потом начали шутить про «Евровидение» и целующихся мужиков в Европе. Видимо, это главная проблема, которая может волновать курсантов десантного училища. Про военные учения, «Арматы», «Панцири» и мультики с летающими в сторону Флориды ракетами десантники шутить не хотят.

Зачем я это всё смотрел, спросите вы, и зачем вам об этом рассказываю? Хотел отдохнуть и посмеяться, не получилось. Я КВН смотрю очень редко, каждый раз надеясь, как поется в гимне КВНа, что юмор снова «поднял флаг». Но нет, не поднял и в этот раз. Три удачные шутки за 2,5 часа – маловато для юмористического фестиваля.

Раньше кавээнщики и Петросян периодически обвиняли друг друга в воровстве шуток. Сейчас для этого становится всё меньше поводов – воровать нечего. Судя по тому, что показывают по телевидению, никакой сатирой у нас уже не пахнет. Всё зачистили и отфильтровали. В итоге получается, что в пенсионерских «Петросян-шоу» и «Кривом зеркале» больше злободневности, чем в молодежном КВНе. Или уже не молодежном?