Полсотни священников РПЦ выступили в поддержку фигурантов «московского дела»

Оценить
Официальная церковь назвала документ политическим заявлением и подчеркнула, что её миссией не может быть борьба с властью.

Уже более 50 священников Русской православной церкви из различных городов страны и зарубежья присоединились к открытому письму в защиту заключенных по «московскому делу». Документ вчера, 17 сентября, был опубликован на портале «Православие и мир», сбор подписей продолжается в соцсетях.

«Исполняя пастырский долг печалования о заключенных, мы, священники Русской Православной Церкви, каждый от своего имени, считаем своим долгом выразить убеждение в необходимости пересмотра судебных решений в виде тюремных сроков, присужденных ряду фигурантов «московского дела», - подчеркивают авторы письма.

В качестве примера такого неправосудного решения священники назвали приговор Константину Котову, которого после столичной акции протеста 27 июля приговорили к четырем годам колонии за многократное нарушение правил проведения митинга. Следствие длилось всего три дня, а суд - два дня.

«Константин Котов, не совершая никаких насильственных действий ни в отношении представителей власти, ни других граждан, был подвергнут беспрецедентно жестокому наказанию, - подчеркивают подписанты. - Вся «преступная» деятельность этого человека заключалась в заступничестве за других заключенных, при этом исключительно мирными средствами».

Также авторы письма замечают, что среди вещественных доказательств по делу был изъятый у Котова самодельный плакат с со словами убитого протоиерея Александра Меня «Милосердие - то, к чему мы призываем» и призывом к обмену пленными с Украиной. Они добавляют, что РПЦ однозначно поддержала обмен пленными с соседним государством.

Также недоумение священников вызвал отказ судьи «приобщить к делу видеозапись, доказывающую невиновность Константина Котова и противоречащую показаниям полицейских, которые повторяют друг друга дословно».

«Мы надеемся, что с других фигурантов дела, которые ожидают суда и не обвиняются в насильственных действиях (в частности с Алексея Миняйло, православного человека, активно вовлеченного в социальную и благотворительную работу), будут сняты обвинения, и они окажутся на свободе в ближайшее время, - добавили подписанты. Мы категорически выступаем против любого проявления насилия как со стороны демонстрантов, так и со стороны представителей власти, обязанность которых - обеспечивать безопасность граждан, включая самих демонстрантов».

Также служители церкви подчеркнули, что приговоры суда в отношении фигурантов «московского дела» гораздо более жестки, чем решения судов в отношении граждан, обвиняемых в гораздо более тяжких преступлениях.

«Мы считаем, что наказание должно быть соразмерно нарушению закона, а власть накладывает на человека дополнительную ответственность, а не освобождает от нее. В противном случае само правосудие превращается в насмешку и «массовый беспорядок», - подчеркивают они. - Мы обращаемся к людям, облеченным судебной властью и несущим службу в силовых структурах нашей страны. Многие из вас крещены в Православной Церкви и считают себя верующими людьми. Судебные разбирательства не должны носить репрессивный характер, суды не могут быть использованы как средство подавления несогласных, применение силы не должно осуществляться с неоправданной жестокостью».

Резюмируя письмо, его авторы заявили, что приговоры фигурантам «московского дела» более похожи на запугивание россиян, чем на справедливое решение в отношении подсудимых.

Письмо священников прокомментировал заместитель председателя отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе. Как пишет ТАСС, по мнению официального представителя церкви, попытка священников поучаствовать в правозащитной деятельности превратилась в политическую акцию.

«В России, как и в любой стране, в том числе и в тех государствах, в которых живут подписавшие данное заявление священники, есть несправедливо осужденные, но когда из них всех выбирается несколько подсудимых, наиболее известных по СМИ, - это политика, а не печалование», - заявил он, добавив, что политическая активность и борьба с властью не может быть главной миссией церкви.

«Да, эти священники чувствуют общественный запрос на справедливость и попытались его удовлетворить как смогли, возможно, искренне переживают за судьбу находящихся в узах, независимо от их вины, людей, как и любой православный человек. Однако им должно быть известно, что политическими декларациями можно только попробовать бороться с властью, а не преображать мир на началах истины Христовой, но дело в том, что борьба с властью никогда не была и не будет миссией Церкви, - заявил Кипшидзе. - Пастырь призван воспитать неподкупного и верного правосудию судью, честного правоохранителя и адвоката, и эти люди, действуя каждый на своем месте по вере и совести, изменят, насколько это возможно, мир к лучшему. А подписывать декларации, в которых странным образом перемешана политическая риторика и священные тексты, - это легкий, но бесполезный путь. Мне кажется, что намного разумнее этим небезразличным священникам было бы собрать средства на знающего адвоката, который мог бы, действительно, помочь».