Спираль обещаний и обманов. Почему власть не выполняет предвыборные обязательства

Оценить
Спираль обещаний и обманов. Почему власть не выполняет предвыборные обязательства
Фото pixabay.com
Дмитрий Козенко — о том, во что превратились выборы глав регионов.

Дмитрий КозенкоИтоги единого дня голосования 2019 года продолжают обсуждать. Оппозиция говорит о своей победе на выборах в Мосгордуму, власти – о своей победе по всей стране. Один из лидеров «Единой России» Андрей Турчак с прямотой коренного обитателя подворотни заявил: «Мы всех жахнули»! В смысле – поимели. Ну, это как раз не новость – власти этим вот уже двадцать лет занимаются.

Турчак имел в виду победу единороссов и якобы самовыдвиженцев в первых турах губернаторских выборов в 16 регионах России. При этом будущие руководители регионов набрали от 56 процентов (Лимаренко на Сахалине) до 90 процентов (Осипов в Забайкальском крае).

Особняком стоит победа трех губернаторов, шедших на второй срок: Владимирова – Ставропольский край, Бочарова – Волгоградская область, Кувшинникова – Вологодская. Математики, исследующие выборные процессы, обратили внимание на неожиданные пики явки и другие несоответствия. В Волгоградской области еще перед голосованием отключились все камеры наблюдения, а на избирательных участках Череповца за Кувшинникова в массовом и обязательном порядке голосовали работники «Северстали». То есть здесь не было ничего необычного для региональных выборов – админресурс и фальсификации.

Гораздо интереснее прошли выборы так называемых «десантников» – чиновников, направленных путинскими указами в регионы примерно за год до выборов. Многие политологи считают, что избиратели голосовали не за конкретного человека, а за некий политический функционал, своего рода биоробота, действующего по разработанным в политических лабораториях лекалам. При этом надо отметить, что всем «десантникам» были созданы одинаково комфортные условия. Ни в одном из регионов у назначенцев не было серьезных соперников: они или снялись сами, или не прошли муниципальные фильтры. В некоторых областях партии системной оппозиции выставляли кандидатов, заведомо вызывавших отторжение избирателей. Но и этого для создания тепличных условий мало – старались сделать так, чтобы голосовали по большей мере зависимые от властей бюджетники, надомники или так называемые мобильные избиратели – люди с открепительными талонами. Доля мобильных и надомников в некоторых регионах достигала 10 процентов.

Персонально для каждого кандидата от власти был разработан модуль поведения. В зависимости от настроений в регионе кандидат или декларировал себя членом ЕР, или же заявлялся самовыдвиженцем. В Забайкальском крае, устав которого не предусматривал кандидатов-самовыдвиженцев, внесли поправки в этот самый устав – специально под Александра Осипова. Почти всех кандидатов обязали присутствовать в социальных сетях, однако тому же Осипову разрешили не заводить своей странички в Фейсбуке или ВКонтакте. Зато вирусными способами распространяли различные сюжеты из жизни врио губернатора.

Осипов посетил районную больницу и не смог сдержать слез; Осипов сурово отчитал чиновника и тут же поддержал одинокого пенсионера. Вполне возможно, что были и столь любимые в сети сюжеты с кошечками и собачками. Так ковался образ «доброго к людям и жесткого к чиновникам руководителя». Еще что важно: неожиданно у федерального центра для забытой Читы нашлись деньги, и Осипов смог завершить некоторые региональные недострои. Кроме того, кандидату разрешили обещать, и Осипов заявил, что будет бороться с высокими коммунальными тарифами. Тут ведь важен процесс, а не результат, бороться можно сколь угодно долго, победить – не обязательно. Вот с таким набором достоинств бывший замминистра по делам Дальнего Востока стал губернатором края, добившись впечатляющего результата на выборах.

Практически все эксперты отмечали: люди голосовали не за конкретного человека, но за смутные надежды на лучшую жизнь, которые он им сумел внушить.

Давайте представим, пройдет ли в Саратове подобный фокус? Думается, легко. Предположим, что за постоянные и растущие успехи нашего губернатора переводят в Москву на какую-то незначительную должность. В регион же присылают либо «молодого технократа», хотя их практически не осталось, либо бывшего охранника – этих гораздо больше.

Вместе с ним в область заводят определенные средства. И они тратятся не на нечто эфемерное, вроде нового аэропорта. Который при всех своих достоинствах большинству жителей просто не нужен – не по карману. Нет, средства пойдут на больницы и поликлиники, дороги и тротуары. Ветхое жилье и жилье для обманутых дольщиков. Все это в подробностях распространяется по сети, туда добавляются ролики о самом человечном из людей – врио губернатора.

Для усиления эффекта можно инициировать парочку судебных процессов, точнее, не противодействовать им. Народ у нас любит суды над чиновниками, ибо изначально уверен, что они все воруют. Для показательной порки можно выбрать пару крупных застройщиков либо генералов дорожной отрасли – там тоже есть за что брать. Для очеловечения образа нужно показать связи будущего начальника с регионом, куда его бросила судьба. Например, рассказать о том, как будущему губернатору понравились окрестности Аткарска, которые он видел из окна поезда, когда ехал к бабушке на каникулы.

И обязательно надо обещать. Например, обещать добиваться снижения цен на бензин, которые в Саратове самые высокие по Приволжскому округу. Не факт, что люди поверят, но выбора, по сути, у них не будет. Можно отсидеться дома, тогда судьбу области в очередной раз решат бюджетники, надомники и территориальные избирательные комиссии. Разочарование придет достаточно скоро. Причины тому скорее объективные. Денежный ручеек в регион иссякнет. И по той причине, что «выборы прошли – забудьте», и по той, что в экономике дела идут совсем не так, как об этом рассказывают в телевизоре.

Только с начала сентября мы узнали, что:

  • Банк России пересмотрел в сторону понижения прогноз роста экономики страны за 2019 год. Уточненный прогноз предполагает рост ВВП 0,8-1,3 процента.
  • В 2020-2021 годах темпы роста российской экономики также пересмотрены вниз, заявил ЦБ.
  • Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин считает, что ВВП вырастет менее чем на 1 процент.
  • Свои прогнозы роста российской экономики ухудшили агентство Moodyʼs (до роста ВВП на 1,2 процента) и Всемирный банк (также ожидает рост не более 1,2 процента ВВП).
  • Чистый отток капитала из РФ в январе-августе вырос на 26,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 26,1 миллиарда долларов, свидетельствуют предварительные данные ЦБ.
  • Премьер Дмитрий Медведев заявил, что «общая атмосфера для иностранных инвестиций в РФ отравлена».
  • Трудности возникли у Газпрома при доступе к иностранным газопроводам, и это может обернуться многомиллиардными потерями для компании, которые она компенсирует ростом тарифов.

Судите сами, кто в такой обстановке будет думать о выполнении предвыборных обещаний новым губернатором любого региона? Через год-другой народ забудет былые надежды и будет ждать, когда государь пожалует область новым начальником. За год до выборов «десантника» эвакуируют в центр. На его место пришлют другого, всё завертится по новой спирали обещаний и обманов.