К осени авиабилеты в РФ подорожали на четверть, повторив 11-летний рекорд

Оценить

Средняя стоимость перелета экономклассом в РФ с января по августа 2019 года выросла на 24,1%, пишут сегодня, 10 сентября, «Известия» со ссылкой на данные Росстата.

Орган статистики информирует, что подорожание билетов оказалось самым высоким с кризисного 2008 года, когда оно также находилось на уровне 24,1%. В предыдущие годы к осени цены на перелеты в экономклассе росли в пределах 2-19%, а затем падали вплоть до декабря.

В годовом выражении (в сравнении с августом 2018 года) средняя стоимость билета экономкласса в расчете на тысячу километров выросла на 18,3%.

Эксперт Виктор Парно в разговоре с изданием одной из причин быстрого роста цен на билеты назвал удорожание авиакеросина. Одной из причиной роста цены на топливо, по мнению собеседника, стал высокий спрос на него со стороны «бодяжников» - компаний, смешивающих его с дизтопливом для получения зимней солярки.

«В нынешнем году рост цен на авиакеросин был ограничен в том числе повышенным вниманием к рынку продукта со стороны регулирующих органов. Кроме того, в первом полугодии действовало соглашение между нефтяниками и правительством о заморозке розничных и мелкооптовых цен на дизтопливо, что сократило маржу «бодяжников». В настоящее время этот сдерживающий фактор отсутствует, поскольку с июля соглашение не действует», - подчеркнул он.

В Федеральной антимонопольной службе подтвердили, что ситуация с ценами на авиатопливо проблемная, но обещали принять меры.

Представитель компании «Уральские авиалинии» в беседе с «Известиями» отметил, что демпфер - новый механизм поддержки перевозчиков, запущенный с августа, показал свою неэффективность.

В свою очередь главный эксперт Института экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов заявил, что отрасль авиаперевозок в России переживает системный кризис - разрыв между операционными доходами и расходами авиакомпаний достигает 20%. В этом случае государство может в краткосрочной перспективе согласиться с ростом цен на билеты, сократить издержки компаний или компенсировать их расходы за счет бюджета. В долгосрочной же перспективе, уверен эксперт, необходимо развивать конкуренцию на рынке.

В минфине РФ «Известиям» рассказали, что минтранс пока не обращался в ведомство с предложением о дополнительных субсидиях для авиаперевозчиков.

  • Ранее заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Борис Шокуров прогнозировал, что по итогам 2019 года стоимость авиабилетов в РФ вырастет на 9-10%. Среди причин такого роста эксперты называли высокие цены на авиакеросин и избыточность провозных мощностей (соотношение числа мест в действующем флоте к числу пассажиров). В минтрансе РФ заявляли, что в первом полугодии билеты подорожали на 7%.
  • Недавно у села Сабуровка был открыт новый аэропорт Саратова «Гагарин». Авиаперевозчики неоднократно подчеркивали, что высокие тарифы оператора воздушной гавани приводят к тому, что работа с ней невыгодна компаниям. В итоге, отмечали эксперты, высокие тарифы перевозчикам приходится компенсировать за счет повышения цен на билеты. Стоимость билета экономкласса с вылетом из «Гагарина» в Москву доходит до 92 тысяч рублей.