Снятие Бортко, «Умное голосование» Навального, губернаторские выборы. Три политических события на границе лета и осени

Оценить
Наступила осень — традиционно в это время в России оживает политика. Хотя надо сказать, что в этом году власть сделала все возможное, чтобы политика не уходила в летний отпуск.

Беспрецедентное в своей глупости решение не допустить на выборы в Мосгордуму ни одного реально оппозиционного кандидата разбудило москвичей. В столице начались акции протеста, и власть опять же не нашла ничего лучшего, кроме как жестко подавить мирные выступления, а следом начать серию безумных политических судебных процессов по обвинению в массовых беспорядках.

Дошло до того, что прокуратура дважды предпринимала попытки лишить родительских прав тех, кто на мирные акции приходил с детьми. Правда, оба раза наш суд – самый несамостоятельный суд в мире – отклонил требования прокуратуры, зато на следующий день суды принялись штамповать обвинительные приговоры с реальными сроками. О ситуации в Москве мы писали достаточно подробно, и потому есть резон остановиться на заметных явлениях в других городах страны. 

Новый сериал Владимира Бортко «Предвыборный Петербург». Последняя серия

Предвыборную кампанию кандидата от власти в губернаторы Санкт-Петербурга Александра Беглова справедливо называют самой унылой и скудной по своему содержанию. И сам кандидат под стать своей кампании – косноязычный и, не побоимся этого слова, глуповатый, по крайней мере на людях. Но именно на Беглове как компромиссном кандидате сошлись властные элиты. Ряды его соперников были прорежены.

Кандидат от ЛДПР Олег Капитанов променял свои предвыборные шансы на место в правительстве СПБ. 30 августа кандидат от КПРФ кинорежиссер Владимир Бортко объявил о том, что снимает свою кандидатуру. Символично, что в 90-е Бортко снял культовый сериал «Бандитский Петербург», а теперь сам стал персонажем другого, схожего по сути сериала. Бортко сделал это в максимально публичной манере – прямо во время прямого эфира предвыборных дебатов. Свой шаг он объяснил тем, что все предопределено, ему уже заранее сказали, что его результат будет 17 процентов и займет он второе место.

 

Владимир Бортко. Фото msk.kprf.ru

Бортко очень эмоционально сравнил выборы с шулерскими играми – «карты крапленые, в колоде пять тузов». Однако так и не обвинил никого в ведении грязной игры. Хотя понятно, что намекает он на «самовыдвиженца», анонимного единоросса Александра Беглова. В качестве примера нечестной игры Бортко привел организацию выездных участков в Псковской области в пятистах километрах от Питера – якобы там скопления дач жителей северной столицы.

Понятно, что Беглов такому решению основного соперника обрадовался. И с подачи своих технологов (сам бы он до такого не додумался) назвал режиссера «неустойчивым к стрессам человеком». Некоторое время – примерно полдня – жила интрига, что двое оставшихся соперников Беглова – Михаил Амосов от «Гражданской платформы» и Надежда Тихонова из «Справедливой России» – тоже снимут свои кандидатуры. Но оба поспешили подтвердить свое участие в выборах Беглова.

Официального комментария КПРФ пока не последовало, кстати, Бортко не поставил руководство КПРФ в известность о своем намерении сняться с выборов. И это можно трактовать как косвенное обвинение верхушки партии в грязных выборных играх. Но некоторые отнюдь не рядовые коммунисты высказались нелицеприятно.

Наша землячка депутат Госдумы Ольга Алимова просто кипела от гнева. «Поверила. С первого мгновения поверила. Даже предчувствовала подобный сценарий с его стороны. Чувство негодования преследовало меня весь вечер, я рвала фотографии, где мы были вместе сфотографированы. Не хотела, чтобы даже по истечении многих лет у моих родных возникли вопросы, почему я рядом с предателем. Да, тогда это был великий режиссер, снявший потрясающие фильмы, сейчас же – человек, возомнивший себя «великим», а значит, не считающийся ни с кем и ни с чем. Все его объяснения смешны, нелепы и не вызывают доверия. Он предал ленинградцев, он убил веру людей в партию чести и совести – в КПРФ. Что произошло? Деньги на новый фильм с условным названием «Цена предательства» подкинули? Вряд ли эти грязные деньги помогут снять шедевр. Душа теперь у вас, второй Владимир Владимирович, не та, посыл уже не тот. Мнимый патриотизм ваш понравился «партии медвежьих услуг»? Не стыдно? Вряд ли. Вот из-за таких, как вы, интеллигенцию называют гнилой. Вы для меня нерукопожатный». 

Намеки Ольги Николаевны понятны. За четыре дня до снятия с выборов Бортко встречался с министром культуры Владимиром Мединским, и многие резонно предположили, что режиссеру были сделаны некие заманчивые предложения. К тому же сам Бортко не скрывал, что консультировался с первым замом главы администрации президента Сергеем Кириенко. Давление на Бортко, если оно имело место, вполне закономерно. Антирейтинг Беглова таков, что, как шутят политтехнологи, его может победить и табуретка. Вполне реален был сценарий, что оппозиционные кандидаты вместе набирают больше 50 процентов – и становится неизбежен второй тур. Новейшая политическая история подсказывает, что власть во втором туре проигрывает консолидированному протестному избирателю. Терять вторую столицу было никак нельзя, и в итоге Бортко снялся. И то надо сказать, что все прошло по максимально мягкому сценарию: никого не посадили и не сняли по суду. Хотя и такое было вероятно.

Коммунисты, наверное, будут говорить: «Бортко нас предал». Но что сделала сама партия для своего кандидата? Как она поддержала 72-летнего режиссера? Ни один из видных руководителей КПРФ не приехал в Питер: Алексей Куринной воюет с местной властью в Карачаево-Черкесии, Юрий Афонин направлен на Сахалин, Валерий Рашкин борется на выборах в Мосгордуму.

Как бы то ни было, демарш Владимира Бортко – явление резонансное. Еще никто из кандидатов так резко не говорил об ущербности нашей избирательной системы.

Это стало как бы продолжением интервью Эллы Панфиловой Associated Press, в котором она критиковала российскую систему выборов. Правда, потом ЦИК принялся опровергать слова своего руководителя. И еще: некоторые эксперты считают, что демарш Бортко станет триггером перемен в КПРФ.

Навальный как Валенса?

Есть еще одна история, начатая летом и которая будет иметь продолжение осенью. Это предложенное Алексеем Навальным «умное голосование». По сути, это предложение мало отличается от идеи того Навального, на выборах Госдумы 2011 года. Помните, «за любую партию, кроме партии жуликов и воров»? В итоге в Думе стало значительно больше коммунистов и эсеров, которые очень скоро слились в экстазе с членами «Единой России» и напринимали таких законов!.. Антисиротский «закон Димы Яковлева», закон об НКО — «иностранных агентах», «пакет Яровой», ужесточение наказаний за публичные акции.

Понятно, что Московская городская дума отличается от парламента страны, ее предназначение – легитимизировать использование (распил) гигантского бюджета столицы. И нет никакой разницы, кто будет голосовать в городской думе – коммунисты, эсеры или «беспартийные» члены ЕР. Вполне возможно, что нынешние самовыдвиженцы от мэрии так и не совершат политический каминг-аут и будут до конца своих полномочий считаться беспартийными депутатами. То есть голосование за лучшего из худших, но только не за единоросса, ничего не меняет. Зачем же это нужно Алексею Навальному?

Алексей Навальный

Напрашивается простой ответ: он и его товарищи хотят показать, что даже будучи грубо отстраненными от выборов, могут влиять на политическую ситуацию. Появляется возможность доказать, что несмотря на все репрессии они остаются силой. Возможно, это и благая цель. Но издержки этой инициативы тоже налицо. Прежде всего, это политическая реанимация «Единой России», процесс можно даже назвать гальванизацией политического трупа ЕР. Да, Навальный и его товарищи могут получить некое удовлетворение от того, что они сломали планы системы. Но реальный результат – даже если в МГД вместо условного Петрова пройдет условный Сидоров, столь же этой системе преданный, – равен нулю.

Зато политтехнологи, пытающиеся оживить тело партии власти, будут в восторге от такой инициативы – еще бы, «с нами воюет сам Навальный». Есть и еще одно специфическое, чисто интернетовское замечание: аббревиатура УГ в сети имеет совсем иное значение, уж извините, но это сокращение устойчивого словосочетания «унылое говно». Странно, что такой опытный интернет-деятель как Алексей Навальный не обратил на это внимание.

Но есть эксперты, стремящиеся найти в инициативе Навального больше смысла, чем он и его товарищи в нее вкладывают. Политолог Аббас Галлямов проводит параллели между предложением Навального и действиями лидера польской оппозиции восьмидесятых Леха Валенсы.

Дело в том, что в Польше, как и почти в любой стране соцлагеря, кроме правящей коммунистической партии (в Польше это была ПОРП – Польская объединенная рабочая партия) существовали и партии-сателлиты, имитировавшие многопартийность – Демократическая и Объединенная крестьянская партии.

После первых конкурентных выборов, прошедших в Польше летом 1989 года, в стране установилось неустойчивое равновесие. Движение Валенсы «Солидарность» выступило очень успешно, но все-таки большинство в новом парламенте принадлежало представителям правящей ПОРП и двух других партий системной оппозиции – назовем их так на современный русский манер. Именно к лидерам этих партий и обратился Валенса с призывом создать коалицию. Вместе с новыми союзниками у «Солидарности» оказалось 55 процентов голосов и право формировать правительство. «Ошибка режима заключалась в его уверенности, что однажды данные ему сателлиты в его кармане навсегда. Валенса же оценил ситуацию правильно: пришло время перемен, и прежде казавшиеся нерушимыми коалиции начинают рассыпаться, давая дорогу новым. В отличие от других лидеров российской оппозиции, Навальный это понимает. Его ставка на союз с коммунистами может оправдаться», – пишет Галлямов. 

Возможно, как предположение, как прогноз на очень дальний срок идея Галлямова и обоснована. Но в краткосрочной перспективе абсолютно нереально, что нынешние парламентские партии оторвутся от кормушки и пойдут на союз с несистемной оппозицией.

Предложенное же Навальным УГ (умное голосование) – это тактический маневр на ближайшую перспективу и ничего больше. Тем более что результаты скорее обрадуют власть, нежели огорчат ее.

«Они должны победить или мы отменим выборы»

За шумом вокруг выборов в МГД, «делом 27 июля» и скоропалительными неправедными приговорами участникам мирной акции как-то забылось, что 8 сентября в России предстоят масштабные выборы. В 16 регионах предстоят выборы губернаторов. Помня прошлогоднюю кампанию, которая принесла немало сюрпризов, многие ожидают протестного голосования и провала нескольких выдвиженцев Кремля.

Как считается, наиболее слабы позиции у сахалинского врио Валерия Лимаренко, врио главы Республики Алтай Олега Хорохордина, вологодского губернатора Олега Кувшинникова и у главы Волгоградской области Андрея Бочарова. Последний, кстати, креатура нашего земляка спикера Госдумы Вячеслава Володина.

Пока эксперты оценивали шансы кандидатов, в конце лета появился материал РБК, где утверждалось, что ни в одном регионе вторых туров не будет. Об этом якобы свидетельствуют закрытые соцопросы, показавшие вероятность выборов без вторых туров. РБК ссылался на близкие к Кремлю источники. Однако опыт показывает, что именно закрытые исследования, проведенные для АП, далеко не всегда дают точные результаты. Так было на прошлых губернаторских выборах, когда власть столкнулась с проблемами в восьми регионах, так было и перед массовыми митингами в Москве, когда эксперты ошиблись в прогнозах численности.

Итак, мы или имеем дело с очередным неточным прогнозом. Или, что весьма вероятно, с трансляцией установки на будущие выборы: кремлевские социологи сигнализируют ЦИК, на какие цифры по итогам голосования 8 сентября им надо ориентироваться. Возможно, что в регионы, где предстоят выборы, пришел приказ: провластные кандидаты должны победить любой ценой. Вероятность второго тура должна быть исключена, дабы не повторился прошлогодний приморский сценарий, когда Олег Кожемяко был назван победителем лишь после масштабных фальсификаций.

Надо полагать, что в этом году на фальсификации на местах будут закрывать глаза. Кандидаты от власти и их политтехнологи, как оказалось, не могут побеждать на конкурентных выборах.

Значит, будут использованы все приемы из арсенала прошлых лет: карусели и вбросы, масштабное привлечение административного ресурса, массовое досрочное голосование. Таким методом, возможно, и удастся провести всех провластных кандидатов. Понятно, что возникнут вопросы их легитимности, но Москву это, кажется, не беспокоит. Еще много пишут, что по результатам выборов 8 сентября будет принято решение – оставлять губернаторские выборы или вновь отменить их.

И почти сразу же после окончания выборов должен последовать новый этап ротации губернаторского корпуса. Этот процесс тоже обещает быть интересным.