Создатель популярного паблика и урбанист рассказали, почему саратовцы массово покидают город

Оценить
Создатель популярного паблика и урбанист рассказали, почему саратовцы массово покидают город

Газета «Известия» посвятила большую статью недавнему исследованию маркетингового агентства Zoom Market, по результатам которого, Саратов уступил лишь Екатеринбургу по числу желающих покинуть город жителей. Автор материала Айгуль Хабибулина поинтересовалась у экспертов, почему Екатеринбург, Саратов и ставший третьим в антирейтинге Брянск настолько непривлекательны для собственных жителей.

Так, собеседником издания стал основатель группы «Типичный Саратов» ВКонтакте, создатель нескольких тематических пабликов Алексей Пыжов.

«Люди уезжают из Саратова по разным причинам. Они едут туда, куда их зовет внутреннее чутье и возможности. Саратов - отличный экспортер человеческого капитала. Эти люди выучились, заработали и смогли продать себя в других местах, - отметил он. - С другой стороны, обидно за город. Многое здесь не происходит и не будет происходить, потому что креативные специалисты уезжают навсегда. Саратов теряет идентичность, не может найти смысл, который должен оставлять здесь людей, побуждать их бороться до конца за процветание малой родины».

Также Пыжов рассказал, что жители Саратова «не способны давить на государственные институты для решения своих проблем». При этом в городе изношена инфраструктура, градостроительная и транспортная политика не продуманы.

«Общество раздражено и напряжено от постоянного столкновения с невозможностью решить даже базовые проблемы. Не знают, кого винить и как объединиться с другими или просто не находят на это времени. Горожане разобщены - они не работают на результат, у них отсутствуют цели и пути решения задач, - продолжил собеседник издания. - Здесь не находят себе место инновации, технологии и прогрессивные новшества. Чиновники не умеют привлекать инвестиции. Я знаю много случаев, когда большие проекты не состоялись, только потому что власти просили многомиллионные взятки».

При этом создатель «Типичного Саратова» считает, что проблемы города могут стать причиной остаться в нем, если человек захочет улучшить ситуацию.

«Я и сам уезжаю из Саратова, потому что всегда мечтал не иметь привязки к одному месту, посмотреть мир и стать гражданином планеты. Сейчас у моей семьи выдалась возможность запустить этот процесс. Я лишился многих дорогих друзей - все они живут в разных городах и странах», - резюмировал Алексей Пыжов, добавив, что любит родной город и видит тенденции к улучшению ситуации в нем.

Также своим мнением о ситуации в Саратове поделился с «Известиями» архитектор, урбанист и общественный активист Антон Богнер. Он был еще более резок в оценках.

«Городская политика не работает с конца 1990-х годов. Власти не интересовались, что нужно жителям, какой общественный транспорт, какая пешеходная система и прочее. На протяжении многих лет стремились развивать только автомобильный транспорт - уничтожали деревья, сужали тротуары, закрывали трамвайные линии и прочее, - заявил собеседник издания. - Сейчас у нас общественного транспорта как такового нет. А ведь от этого во многом зависит экономика города. Автобусы у нас немецкие, купленные еще в 1990-х. На них до сих пор - уже лет 25 - висит реклама из Бонна и Кельна. Трамваи дышат на ладан. Кое-как недавно привезли более современные вагоны».

Еще одной проблемой города урбанист назвал точечную застройку и деградацию общественных пространств. Также причинами для саратовцев покинуть город он считает безработицу и низкие зарплаты.

«Миграция бешеная, особенно среди молодежи. Едут куда могут - в другие города, в столицы, за границу. Это наблюдается в последние десять лет и даже больше. В советское время люди тоже переезжали, потому что Саратов не отвечает потребностям жителей, - заявил Богнер. -  Основные направления - Москва, Петербург, Казань и Краснодар. Еще, пожалуй, Крым».

Также эксперт обратил внимание на то, что в отличие от европейских стран в Саратове никогда не брали в расчет, что «каждая улица должна приносить определенный доход».

«Районы не работают, не приносят доход, нет зеленых пространств, а каждый метр зелени - это деньги, - объяснил он. - Если сравнивать с Германией, Францией, Италией или США, то у нас и застройка весьма скудная. Даже если речь не о загранице, а о соседних городах - например, Казани. В татарской столице за 2–2,5 миллиона рублей можно купить квартиру получше и с большими вариантами планировок, чем в Саратове, а также с дворами без машин. Это тоже имеет значение в вопросе миграции».

Урбанист обратил внимание и на грязь в Саратове, где в белых кедах можно пройти по улицам максимум день.

«Очень грязно. Ветер дует с холмов, вся пыль оседает в низине, то есть в городе. Чтобы такого не было, должна быть хорошая продуваемость. А откуда ей взяться, если вдоль Волги стоят высотные 20-этажные дома? Когда я вернулся из Крыма, почувствовал, что мне тяжело дышать. В жару воняет мусором. Конечно, всё это может стать фактором для миграции. Нужна грамотная городская политика», - резюмировал он.

Говоря о проблемах Екатеринбурга, собеседники издания, обращали внимание на низкие по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом зарплаты и перспективы карьерного роста, неоправданно высокую стоимость жилья, проблемы благоустройства и нехватки общественного транспорта.

Основными бедами Брянска эксперты назвали отсутствие перспектив работы для молодежи и уже состоявшихся специалистов.