Гольц об аварии под Северодвинском: «Буревестник» — результат гонки Кремля с собственной тенью

Оценить

Шеф-редактор «Ежедневного журнала» Александр Гольц в авторской колонке проанализировал ЧП на военной базе под Северодвинском, сопровождавшееся гибелью двух военных и пяти атомщиков, а также повышением радиационного фона в Архангельской области.

«На центральном полигоне Военно-морского флота вблизи Северодвинска случилась ядерная катастрофа», - заявляет эксперт.

Эксперт отметил, что сообщения минобороны о взрыве при испытании «жидкостной реактивной двигательной установки» и исчезнувшее заявление администрации Северодвинска о кратковременном повышении радиационного фона только нагнетали обстановку среди населения. Ситуация ухудшилась с появлением сведений о том, что участок Двинского залива в Белом море, где проводились испытания, закрыт для плавания, а на место прибыл теплоход «Серебрянка», предназначенный для сбора и хранения жидких радиоактивных отходов.

Также Гольц напоминает, что минобороны солгало о количестве жертв, сообщив о двух погибших. Впоследствии «Росатом» проинформировал о гибели пяти сотрудников саровского ядерного центра.

«Руководители РФЯЦ-ВНИИЭФ, выступившие по местному телевидению, ясности относительно произошедшего не внесли. Скорее наоборот. Сообщив, что одно из направлений работы центра - создание малогабаритных источников энергии с использованием радиоактивных делящихся материалов, они упомянули и созданный в США малогабаритный атомный реактор, - пишет он. - Любой мог сделать вывод: на морской платформе под Северодвинском взорвался именно ядерный реактор. В России помнят, что это такое. Над Архангельской областью явственно замаячила тень Чернобыля».

Автор также обращает внимание на публикацию президента США Дональда Трампа в Twitter, в которой американский лидер написал, что в России взорвалась ракета Skyfall. Это наименование НАТО присвоило ракете «Буревестник» () с ядерным реактором, о которой говорил президент Владимир Путин в послании к Федеральному Собранию в марте 2018 года.

«Насколько можно понять из путаных и противоречивых комментариев ученых и чиновников, самым важным элементом «Буревестника» является «воздушно-реактивный» двигатель, в котором воздух разогревается с помощью радиоактивных изотопов. Если так, то взрыв ракеты не мог обернуться длительным заражением территории. Чем было бы чревато разрушение прямоточного атомного двигателя», - замечает Гольц.

Погибших под Северодвинском военных и специалистов он назвал «первыми жертвами новой гонки ядерных вооружений».

«Ее особенность в том, что Кремль бежит наперегонки не с США, а с собственной тенью, с собственными представлениями об угрозах», - считает эксперт.

Он напомнил слова Путина о том, что «Буревестник» является реакцией выхода США из договора по противоракетной обороне в 2001 году, так как Соединенные Штаты пытаются получить возможность нанести по РФ ядерный удар, оставаясь неуязвимым для ответного удара.

«Серьезные эксперты как в США, так и у нас многократно доказали: эти опасения не имеют отношения к реальности. При любых обстоятельствах Москва и Вашингтон сохранят потенциал взаимного уничтожения, - пишет Гольц, не называя упомянутых экспертов. - Это же относится и ко всем высокотехнологическим военным «игрушкам», с которыми носится Путин, включая, разумеется, и «Буревестник». Даже если достижения отечественных конструкторов таковы, как их описывает хозяин Кремля, никакого решающего превосходства Москва не получит».

В итоге автор задается вопросом: в чем реальный смысл сверхдорогостоящих и опасных военных разработок России?

«Увы, весь смысл гигантских военных усилий, боюсь, заключается в том, чтобы потешить гордость (кто-то назовет это комплексом неполноценности) главного начальника страны. Разворачивается гонка между соискателями сокращающегося военного бюджета. Это гонка за то, чтобы поразить воображение Владимира Путина, - отвечает сам же Гольц. - При этом подведомственное население в отличие от начальства не испытывает чувства национальной гордости при рассказах о все новых невиданных атомных ракетах. Оно, население, услышав об очередной катастрофе тут же вспоминает Чернобыль и бросается закупать йодсодержащие препараты. Ну и водку, разумеется…»