Экономист Михаил Дмитриев: Нельзя одновременно хотеть Сталина и свободу

Оценить
Экономист Михаил Дмитриев: Нельзя одновременно хотеть Сталина и свободу
Фото pixabay.com

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» президент партнерства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев рассказал о тревожащей его тенденции расщепления массового сознания, при котором россияне одновременно расписываются в любви к Сталину и демократии. Запись опубликована сегодня, 7 августа.

Он предложил обратить внимание на подписи к портретам вождей советской эпохи, с которыми люди выходят на митинги, ассоциируя Брежнева с «прогрессом», Сталина — со «свободой», Ленина — с «радостью». При этом во время опросов, рассказал Дмитриев о проводимых им исследованиях, россияне склонны описывать симпатичного им лидера с качествами Ангелы Меркель: не пытающийся давать указания сверху, не твердый, а внимательно относящийся к людям, делегирующий полномочия вниз, знающий, что происходит на местах «демократ с усиленной обратной связью».

«И в то же время, одновременно, опросы «Левада-Центра» и наш опрос точно так же показал, что происходит усиление популярности Сталина. Сталин оказался на первом месте в наших голосованиях среди всех лидеров советской, российской эпохи. Он разделил это место с Лениным, с Владимиром Лениным. И, по данным «Левада-Центра», как раз пик популярности Сталина составил в апреле этого года. То есть, все время росла его популярность, одобрение Сталина, как раз когда мы проводили фокус-группы, эти опросы. Более того, максимальное количество людей в последнем опросе — и очень сильно выросла эта пропорция — почти половина, оправдывает сталинские репрессии, считая, что все это вот, пролитая кровь, она стоила тех результатов, которые были получены. Но вот при этом люди хотят свободу, уважения, честности и демократического лидера», - рассказал о своем видении ситуации Дмитриев.

Он отметил, что фактически исследования не могут дать точного ответа, почему так происходит и в обществе наблюдается «реально некоторое раздвоение личности». При этом ученый уверен, что невозможно «одновременно обожать Сталина и требовать свободу, уважение, честность и так далее», так как это разные вещи.

Массовое сознание россиян, считает Дмитриев, уже полтора года находится в состоянии очень быстрых «фантастически ошеломляющих изменений».

«Меняется вся система мировоззрения людей. Но ведь человек — это же ведь не компьютер, это не машина, которая проверяет все противоречия и формулирует какое-то последовательную точку зрения. Массовое сознание основано на стереотипах. Вот какие-то стереотипы переместились в сторону постматериалистических ценностей: свободы, уважения там, демократии и прочего, а какие-то — под влиянием, в том числе, сериалов про Сталина, продолжают двигаться туда, в направлении сильной руки и мудрого вождя, который победил во Второй мировой войне. Вот все это происходит параллельно. Когда мы просили людей пояснить, почему они предпочитают Сталина среди всех советских и российских лидеров, то говорили: «Ну, вот, он умер, а после смерти у него осталась пара стоптанных башмаков , больше ничего». Личная скромность», - сообщил журналистам Михаил Дмитриев.

  • Ранее Михаил Дмитриев, а также психологи Анастасия Никольская и Елена Черепанова проводили исследования, в процессе которого выяснили, что у россиян растет недоверие к лидерам и запрос на личное участие в политике.