«Это еще цветочки. Что здесь будет осенью, представить страшно». Как выживают села по соседству с аэропортом «Гагарин»

Оценить

В Саратовской области 20 августа откроют новый международный аэропорт, которому дали имя первого космонавта планеты — «Гагарин». Губернатор региона Валерий Радаев любит говорить, что новый аэропорт построили «в чистом поле». С одной стороны, это правда. Старый аэропорт находится практически в центре Саратова, новый — далеко от городской черты. С другой стороны, губернатор лукавит — «Гагарин» построили рядом с селами Козловка и Сабуровка, жители которых на протяжении трех лет наблюдали, как грузовики строителей разбивают и без того плохую грунтовую дорогу.

Самый крупный инфраструктурный объект в Саратовской области, который строили за счет средств федерального и областного бюджетов, а также средств частного инвестора — группы компаний «Ренова» не принес местным жителям никаких благ — стало только хуже.

Дороги в Козловке и Сабуровке, которые оказались соседями «Гагарина», разрушены тяжелыми строительными машинами. На месте пляжа в Козловке — забор из колючей проволоки и поваленные деревья — территория для новой водозаборной станции аэропорта.

«Зачем же забег по взлетной полосе устроили? Лучше бы по Козловке пробежали, это было бы настоящее зрелище. У нас ведь не улица, а пересеченная местность», — говорят жители деревни, оказавшиеся соседями строящегося аэропорта «Гагарин».

Как уже рассказывали «Свободные новости», в соревнованиях Gagarin Runway участвовали более 1,5 тысячи бегунов, в том числе губернатор Валерий Радаев. В Козловку, расположенную в семи километрах от «Гагарина», участников торжества не пригласили.

Местную Набережную (самую большую из трех улиц деревушки) техника, строившая аэропорт, превратила в грязное месиво. Жители дошли с жалобами до президента. Администрация Саратовского района обещала отремонтировать дорогу по окончании строительства. За две недели до открытия аэропорта Козловка остается отрезанной от внешнего мира.

Дорога

Наши люди в булочную не ездят

«Это еще цветочки. Что здесь будет осенью, представить страшно», — вздыхает житель Козловки Михаил Балицкий, глядя на глиняные колеи и лужи шириной от одной обочины до другой. Весной семья пенсионера была вынуждена купить хлебопечку, потому что каждый поход в булочную превращался в ралли по бездорожью.

Дороги в Козловке и Сабуровке, которые оказались соседями «Гагарина», разрушены тяжелыми строительными машинами. Как рассказывал «Свободным новостям» глава Саратовского района Иван Бабошкин, технику пустили через сёла, «чтобы не выбиваться из графика». Напомним, что открытие нового аэропорта намечалось на 2012, 2015, 2016, 2017, 2018 годы. В нынешнем году региональные власти очень спешат к очередной дате — 20 августа.

Иван Бабошкин перед телекамерой обещал, что подрядчик отремонтирует сельские улицы после основных работ. Областной министр строительства Дмитрий Тепин весной объяснял в ответ на жалобу жителей, что «вопрос с подрядной организацией прорабатывается». В июне сельчане написали губернатору Валерию Радаеву и дозвонились операторам прямой линии президента.

Дорога

«Губернатор приезжал на стройплощадку неделю назад. Я хотел подойти, поговорить лично. Не допустили, — разводит руками Михаил Иванович. — Бабошкин от меня убежал. Глава Вольновского муниципального образования пообещал приехать в понедельник. Я в больницу не поехал, ждал. Никого!».

Чиновники находят время для разнообразных торжеств, связанных с будущим аэропортом. «Обещали и сделали! Это победа!» — заявил глава региона Валерий Радаев на открытии южного автоподхода к «Гагарину». Валерий Васильевич напомнил, как уговаривал сельчан «потерпеть», зато теперь они получили «лучшую дорогу в Саратовской области». Добавим, что подрядчиком на этом участке было ООО «Автотрасса», руководит которым областной депутат от «ЕР» Гагик Киракосян. 7,8 километра дороги обошлись бюджету в 246 миллионов рублей.

Автоподход к аэропорту, бесспорно, хорош. Но не всякий козловец до него доберется. В деревне почти нет уличного освещения (чтобы добиться включения фонаря рядом со своим домом, семья пенсионеров Балицких жаловалась во все инстанции, включая губернатора, семь месяцев), а тротуаров нет совсем.

«Магазин, почта, медпункт — всё в Сабуровке, за два километра. Как хочешь, так и плыви», — местная жительница Лидия Иванова указывает на сельскую достопримечательность — одну из самых больших луж, побережье которой жители выбрали для встречи с прессой.

Лужа

«Рабочие уехали, а покрытия нет. Нам говорят: потерпите да потерпите, денег нет, на следующий год всё исправим», — говорит Людмила Балицкая.

Прощай, Волга

По словам сельчан, такси отказывается ехать в Козловку из-за непролазного состояния деревенских улиц. Автобус до Саратова ходит два раза в неделю, билет стоит почти 100 рублей. До железной дороги нужно идти около семи километров. Зимой, по словам местных, электричка ходит утром и вечером.

Летом есть дополнительные рейсы, но вагоны забиты дачниками.

После открытия аэропорта, как заявлял руководитель ПривЖД Сергей Альмеев, от вокзала до «Гагарина» запустят новую утреннюю электричку (отправление от саратовского вокзала в 6.42 и в 8.40 — обратно) и вечернюю (в 18.22 и 20.40 соответственно).

Остановка

Областные власти обещают с 1 сентября открыть автобусный маршрут. По условиям объявленного аукциона подрядчик должен выделить «не менее трех» автобусов на 35 мест. С 5.10 утра до 23.50 они должны будут сделать восемь рейсов до «Гагарина» и столько же обратно. Время в пути, как указано в аукционных документах, составит «не менее одного часа».

Пляж, Сабуровка, причал

Как сообщает пресс-служба губернатора, «прорабатывается вопрос» с водными перевозками. Для доставки пассажиров планируют использовать катер «с особо низкой осадкой». Пристань в Сабуровке должна быть готова к 7 августа. Сейчас на этом месте — свежие земляные отвалы, экскаватор, штабеля желтых досок. Как говорит Михаил Балицкий, раньше здесь был сельский пляж.

Улица Ленина

Вверх по косогору тянется полоса перепаханной земли на месте улицы Ленина. На реконструкцию 978 метров улицы, ведущей от пристани в направлении аэропорта, районный бюджет потратит 19,5 миллиона рублей. «Новая дорога — это отлично, потому что раньше вообще никакой не было, — говорили жители Сабуровки журналистам ИА „Версия-Саратов“. — Но для нас это означает, что не будет воды, и когда ее сделают, неизвестно. Большинство жителей самостоятельно копали себе колодцы и делали подвод воды. Трубы идут не очень глубоко, а дорогу срезают сейчас примерно на 70 сантиметров».

Знак

На месте пляжа Козловки — забор из колючей проволоки и поваленные деревья. По словам жителей, территорию отгородили для новой водозаборной станции, качающей волжскую воду в аэропорт.

«Я здесь весной с лодки косил камыш. В прошлом году вся деревня складывалась на покупку чистого песка», — Михаил Иванович зачерпывает из-под «колючки» горсть песка с мелкими ракушками, печально пропускает сквозь пальцы.

Пляж, Козловка

«У меня лодка, у соседа. Мы специально покупали дома, чтобы отдыхать на Волге. А теперь боимся, что весь авиационный керосин будет здесь», — житель Козловки Сергей Спиридонов кивает на протоку с островами.

На обочине мегапроекта

Как уверяют сельчане, размещение аэропортового водозабора посреди деревни не согласовывалось с жителями. Поначалу они не возмущались, надеясь, что получат качественную воду. «Но деревня осталась побоку. Разбомбили нам всё, а мы по-прежнему пьем воду с лягушками», — говорит Лидия Иванова. Про лягушек — художественное преувеличение, а вот «красненькие червячки из крана действительно вытекают».

Сетка

«Вода в Козловке неочищенная, и напор слабоват. Стиральную машину я так и не смог подключить», — говорит Сергей Спиридонов. Кубометр технической воды стоит 27 рублей. При оплате без счетчика, по нормативу, полив одной сотки огорода обойдется в 600 рублей за сезон.

«Когда начинали аэропорт строить, на собрании в клубе обещали золотые горы: и дороги, и воду, и работу», — вздыхают собеседники.

Телефон-автомат

На столбе посреди села (рядом с красной телефонной будкой, правда, без телефона — на месте аппарата висят оборванные провода) приклеено объявление о приеме на работу. «В аэропортовый комплекс требуются бригадиры, уборщики, трактористы. Сменный график. ЗП от 15000». Видимо, выводя размер будущего жалованья, владельцы аэропорта скептически оценили официальные сведения о средней зарплате в регионе. Но сельчане все-таки считают, что написанная на столбе сумма слишком мала.

Вакансии

«Вы представьте, что такое обслуживание ВПП. Это 12-часовая смена, то в день, то в ночь, в жару и мороз нужно полосу чистить, подкрашивать — но даже со всеми премиями больше 20 тысяч людям не обещают», — говорит Спиридонов.

То, что местные жители не расхватывают вакансии на строительстве и обслуживании аэропорта, заметил даже губернатор. «Или дачи вас избаловали, или что? Насыщаем пригород рабочими местами: 600 мест на самом аэропорту, а еще на водоснабжении, водоотведении, а людей нет, из Саратова будем возить. Иван Анатольевич, так не пойдет, не для этого строим», — говорил Валерий Радаев главе района Ивану Бабошкину во время летнего визита на стройплощадку.

Продается дом

На заборах частных домов и дач в Сабуровке и Козловке тут и там белеют таблички с надписью «Продаю». Как говорят сельчане, за последние восемь лет недвижимость здесь подешевела почти вдвое, в том числе из-за соседства с «Гагариным».

На июльском заседании рабочей группы областной думы выяснилось, что до сих пор не утвержден проект приаэродромной территории. По словам главного архитектора области Марины Лобановой, «у проектировщиков (ФГУП „Администрация гражданских аэропортов“) и экспертов Роспотребнадзора появились разногласия». Попадет ли Козловка в границы этой территории, и ждут ли жителей какие-либо ограничения, касающиеся частного строительства и хозяйства, сельчанам пока никто не разъяснил.

Объявление

Первым делом — самолеты

Всего строительство стоило более 5 миллиардов рублей. Областное начальство с гордостью подчеркивает, что здесь смогут приземляться ранее невиданные в Саратове «Боинги». Нищету деревень, лежащих под крылом самолета, чиновники не замечают.

В Козловке нет ни одной аптеки. Ближайшие находятся в Дубках и Шевыревке. Автобусы между селами не ходят.

Фельдшер приезжает в Козловку три раза в неделю (если не уходит на больничный или в отпуск, заменить единственного медика некем). Направление от фельдшера обязательно для сдачи анализов и осмотра узкими специалистами. Жителей Козловки обслуживает районная поликлиника, находящаяся в поселке Жасминный. «Чтобы сдать, например, кровь, нужно на голодный желудок доехать на электричке до Саратова и пересесть на другую электричку в Жасминку. На дорогу уходят два часа. Да еще часа три — очередь в поликлинике, — говорит жительница Козловки Раиса Кравченко. — Если нужно в лабораторию, мы стараемся накануне заночевать у родственников в Саратове».

Школа

Калитка школы в Сабуровке примотана к забору цепью. Между металлическими прутьями торчит записка с телефоном сторожа. Сквозь асфальт на школьном дворе пробиваются молодые рябины. Учебное заведение оптимизировали примерно тогда же, когда началось строительство «Гагарина». Детей возят за 12 километров в Шевыревку. «Сейчас туда проложили хорошую дорогу. Но ведь по селу ученики идут в темноте и грязи. Школьный автобус отправляется в 7.30 утра с остановки от церкви», — говорят жители.

Церковь

Остановка — помятый жизнью металлический навес — стоит между горой щебенки и одноэтажным зданием православного храма. За штабелями кирпичей (судя по всему, бэушных) торчит новенький резной нужник. Перед входом в церковь устроена колокольня: на турнике вывешены покрашенные в золотистый цвет обрезки газовых баллонов. Пожилые прихожанки признаются, что из-за разрушенных сельских улиц не всегда могут прийти на службу.

Слева от церкви — кирпичный домишко с синей вывеской «Почта». На крыльце, оплетенном диким виноградом, дремлет кот. Дверь заперта на замок. Сюда пожилые сельчане раз в месяц приходят за пенсией (по их словам, почтальон отказалась штурмовать козловские «болота»). Как говорят собеседницы, средняя пенсия в селе — 10-12 тысяч рублей, у многих чуть больше 8000.

Почта

«Моя мать получала пенсию 132 рубля. Они с отцом могли каждый год без ущерба для семейного бюджета летать из Краснодара ко мне в Алма-Ату и обратно, — вспоминает Михаил Балицкий. — А теперь сравните сегодняшнюю пенсию и, например, цену колбасы. О том, чтобы саратовский пенсионер мог регулярно летать из этого аэропорта, даже думать смешно».