Размер не играет решающего значения

Оценить
Размер не играет решающего значения
ВПП аэропорта «Гагарин». Фото gagarin.aero
Вячеслав Володин гордится трехкилометровой взлетной полосой «Гагарина», Дмитрий Козенко задается вопросом: такая длина необходима?

Спикер ГД Вячеслав Володин  дал интервью ГТРК «Саратов». Там  есть один интересный момент. Володин говорит о новом аэропорте: «…впервые о необходимости строительства нового аэропорта сказал в 2005-м. А дальше что? А дальше не без тех, кто во власти, выкупили все земельные участки там, где должен находиться аэропорт. Потом начали возвращать их обратно. Потеряли время, деньги. Проект выполнили, выполнили его с полосой в 2600 метров, а не 3000, как сейчас, а 2600 метров – полоса не решает тех задач, которые мы перед собой ставили». 

Как раз этот момент заинтересовал, что полоса в  2600 метров задач не решает, а в 3000 – решает. Давайте смотреть. Основными среднемагистральными самолетами в России являются Boeing 737 и Airbus моделей 320, 321.  Так вот для Boeing 737 для взлета необходимо 9000 футов (2473 метра), для посадки: 6500 футов (1981 метр).  

Для всех видов Airbus необходима ВПП в 2 000 метров. И тем более меньшая длина необходима SSJ-100, ЯК-42, Embraer 190 и 195, Bombardier.  

Три километра необходимы лишь для огромных Boeing – 747 и 777. Впрочем, им нужно даже больше - до 3 350 метров полосы. Потому ждать этих гигантов в Саратове не стоит. Откуда же берется такая убежденность спикера, что необходима именно такая полоса? Один из вариантов ответа имеет давнюю историю. О втором аэропорте Саратова начали думать еще в середине семидесятых годов прошлого века, а вовсе не при Володине-Радаеве. Тогда проектировщики не могли представить себе технических возможностей современной авиации и потому заложили в проект такую длинную полосу, в этом виде она и дошла до нашего времени.  

Длина - важный, но это не единственный параметр ВПП. Важна упругость – дабы избежать жесткой посадки (но пока не начались полеты, об упругости сказать ничего нельзя). И главное, конечно, крепость, надежность полосы. А с этим были проблемы. В прошлом году взлетная полоса местами просела, а местами вспучилась, пошла трещинами. 

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) констатировала: «При визуальном обследовании основания взлетно-посадочной полосы было выявлено значительное количество дефектов, неблагоприятно влияющих на несущую способность и долговечность аэродромной конструкции. 

Отсутствие температурных швов привело к короблению плит из-за их расширения под воздействием высоких температур в летний период, в результате на всем протяжении ИВПП через 40-50 м образовались уступы высотой до 4 см с разрушением краевых участков плит. Через швы сжатия, сквозные раскрытые трещины вода с поверхности проникала в основание ИВПП, в результате основание находится в переувлажненном состоянии, что привело к проявлению дефектов – просадка и пучение. По всей площади основания ИВПП выявлены продольные и поперечные сквозные трещины, возникшие от действия температурно-усадочных факторов. Наличие локальных пониженных участков на покрытии, в которых застаивалась вода, а в зимний период неоднократно замерзала и оттаивала, привело к образованию поверхностного и глубокого шелушения на бетонной поверхности».  

Но от полной перекладки ВПП отказались. Зампред областного правительства Василий Разделкин  сказал тогда: «Разборка или другие мероприятия, связанные с демонтажем, не требуются. Нам были выданы условия, согласно которым нужно было изменить толщину марочного слоя, а те места, которые были подвержены деформации, переложить заново». Словом, подлатали.  

И последнее. Святая вера в то, что как только «Гагарин» откроют, саратовцы начнут летать во все концы света, наивна. Пассажиропоток зависит от благосостояния граждан, их финансовых возможностей, а то, какие они у нас – вы и сами знаете.