Сильный Путин, сильный Володин, слабый президент

Оценить
Спикер Госдумы Вячеслав Володин опубликовал статью, которую считают его заявкой на участие в трансферте власти.

Мы, как птицы, садимся на разные ветки

17 июля «Парламентская газета» опубликовала статью Вячеслава Володина «Живая Конституция развития».

Публикации предшествовало обсуждение основных тезисов текста в политических telegram-каналах. Произошло это не без активного участия помощницы спикера Анастасии Кашеваровой. Если коротко, то мнение политических гуру сводится к одному постулату: Володин решил усилить свое влияние во время перехода власти и предлагает свою концепцию. Эта концепция во многом вписывается в схему трансферта власти, которую незадолго до этого обнародовало агентство Bloomberg.

План предполагает перераспределение полномочий между ветвями власти. Путин, согласно плану, пересядет в кресло премьера и одновременно сохранит статус лидера обновленной правящей партии. Полномочия президента будут значительно сокращены, а легитимность Госдумы – повышена за счет увеличения доли депутатов-одномандатников до 75 процентов (сейчас – 50 процентов). Напрямую о том, что премьер будет назначаться Госдумой, источники Bloomberg не говорят, но это следует из логики плана.

Из статьи Bloomberg следует, что Путин еще не дал согласие на такой план. Но вариантов у Кремля не так много, отмечает агентство. План объединения России с Белоруссией, который позволил бы Путину возглавить новое объединенное государство, движется с трудом, а сценарий Казахстана, где Нурсултан Назарбаев осуществляет плавную передачу власти преемнику, не выглядит для Кремля приемлемым. 

Впрочем, было бы наивным думать, что в тексте под подписью Володина будет прямо говориться о передаче власти от Путина Путину. Там совсем другие аргументы.

Чего хочет спикер

Обязательно надо заметить, что спикер ГД ни в коем случае не претендует на «сотрясение основ»: «Безусловно, речь не идет об изменении и пересмотре базовых положений Конституции. Они незыблемы».

Потом подробно рассказывает, для чего нужны возможные изменения. Не удивляйтесь, но в конечном итоге это делается ради нас с вами. «В частности, реализация принципов социального государства, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, которые установлены статьей 7 Конституции, – это ключевой запрос общества к конституционной системе. Это запрос на социальную справедливость».

Да, мы знаем, что запрос на социальную справедливость в нашей стране постоянно растет. Реальные располагаемые доходы населения падают уже шестой год, число россиян, находящихся за чертой бедности, приближается к 20 миллионам.

И в то же время совокупное состояние богатейших россиян с начала 2019 года увеличилось на $22,7 миллиардов, следует из данных рейтинга Bloomberg Billionaires Index (BBI). Три процента россиян владеют 89,3 процента всех финансовых активов. На эти же три процента приходится 89 процентов всех сбережений.

Но в своей сугубо теоретической работе Володин не нисходит до конкретных проявлений социальной несправедливости. Его интересует движение этого понятия во времени. «Если говорить о принципах социального государства, то очевидно, например, что конституционно закрепленные понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека» не только не имеют четкого теоретического и правового описания, но, кроме этого, они динамичны и могут меняться со временем. Достойные условия жизни человека и возможности для его свободного развития сейчас и 25 лет назад – это совершенно разное наполнение этих понятий». И здесь трудно не согласиться. 

По крайней мере, совершенно точно, что 25 лет назад у граждан России было больше политических свобод и прав.

Но что предлагает спикер для того, чтобы победить, наконец, социальную несправедливость и создать возможности для «свободного развития»? На наш взгляд, его предложения ко всему этому не имеют никакого отношения. Володин заботится о повышении политической роли возглавляемого им парламента. «…Было бы правильно – подчеркну, на мой взгляд – дополнительно рассмотреть вопрос участия Государственной Думы в формировании Правительства Российской Федерации. Сегодня в соответствии с Конституцией РФ (связанные положения пункта «а» статьи 83, пункта «а» статьи 103 и частей 1-3 статьи 111), Государственная Дума участвует в формировании Правительства только в рамках процедуры дачи согласия президенту на назначение председателя Правительства.

В этой связи было бы правильно, на мой взгляд, чтобы Государственная Дума как минимум участвовала в консультациях при назначении членов Правительства. Это могут быть соответствующие процедуры, но они требуют внесения изменений в Конституцию».

Будем как немцы

То есть мы видим, что для создания «достойной жизни» и нового наполнения понятия «социальной справедливости» в статье спикера не предложено ничего. Зато предложения Володина коррелируются с обсуждаемой моделью трансферта власти. Заметим попутно, что на всякий случай и соломка была подстелена – ближайший соратник Володина Сергей Неверов заявил, что из заявлений спикера Госдумы Володина по Конституции не следует, что в РФ нужно менять форму правления, нынешняя форма эффективна. Понятно, что эффективна – пока не истекли полномочия Владимира Путина на президентском посту. Когда же очередной срок Путина, наконец, подойдет к концу, тогда публике, возможно, и будет предъявлена модель, о которой написал Bloomberg.

По сути, в ней нет ничего нового – она представляет собой смешанную модель, заимствованную из политической практики двух германских государств. Из политической жизни ФРГ будет заимствовано распределение полномочий между премьером (канцлером) и президентом. Все знают, что канцлер ФРГ Ангела Меркель, но кто знает, что президентом этой страны является некто Франк-Вальтер Штайнмайер? Из опыта ГДР будет заимствована модель как бы многопартийного парламента, там вплоть до падения ГДР ведущую роль играла только одна партия – Социалистическая единая партия Германии, а остальные изображали многопартийность. Впрочем, эта схема у нас уже реализована.

Но для чего нужно в этой схеме усиление Думы? Единственно – пока представляется именно так – для повышения легитимности правительства, члены которого будут назначаться парламентариями. 

Нам предлагается такая схема: мы выбираем депутатов (на самом деле нет); депутаты после обсуждения назначают министров (на самом деле тоже нет). Во главе этого правительства «национального доверия» будет, естественно, многолетний национальный лидер. При этом ни в каком законе нет каких-либо ограничений по срокам его правления.

И где-то в стороне от дел будет находиться номинальный президент, причем совершенно неважно, как его зовут – Дмитрий Медведев или как-то еще.

И никто не помешает

Есть препятствия на пути реализации этого плана? О массовых народных возмущениях предоставим говорить Валерию Соловью. Хотя ухудшающееся материальное положение россиян, стагнация экономики и то, что об этом, если судить по его речам, не знает президент, могут как-то сказаться. Но это теория. Пока же основным барьером к осуществлению схемы видятся выборы в Госдуму осенью 2021 года. Реанимировать «Единую Россию» вряд ли удастся. На прошлой неделе рейтинг «Единой России» упал до минимума за последние 14 лет. За семь дней он снизился с 33,6 до 32,2 процента (данные ВЦИОМ).

Разговоры о том, что в недрах администрации президента ведутся алхимические работы по созданию новой партии власти, длятся с ранней весны. Можно, конечно, создать под Путина новую партию, назвать ее «Партией прорыва и рывка», а слоганом выбрать  знаменитое «Времени на раскачку нет». Только человеческое содержание этой коллаборации будет то  же, что и в ЕР, – люди, стремящиеся приблизиться к власти с целью получения личных выгод. И, может, человек десять наивных идеалистов, серьезно верящих в прорывы и рывки.

Есть основания считать, что вопрос будет решен прагматично – изменением системы голосования. Сейчас половина депутатов ГД избирается по партийным спискам, половина – по одномандатным округам. Пишут, что есть идея изменить это соотношение – 75 процентов отдать одномандатникам, остальное – партиям. Идущие по округам будут позиционировать себя как независимые кандидаты. Понятно, что сильно пострадают партии-ветераны – ЛДПР, СР, КПРФ, но на их ворчание можно не обращать внимания.

А провести выборы можно будет по той схеме, что сейчас реализуется в Москве на выборах в городскую думу. А именно – игнорируя закон и правила приличия, просто не допустить неугодных кандидатов до голосования. 

Да, кое-где возможны протесты, но в таком большом деле, как трансферт власти, на недовольство  оппозиции можно не реагировать. Зато в конечном итоге – нерушимый блок единороссов и как бы беспартийных в будущей Думе.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в Кремле ознакомились со статьей Володина про Конституцию, это точка зрения спикера Госдумы и тема для дискуссии, позиции по ней пока нет. На кремлевском новоязе это означает, что предложение отложено.