«В первый день работы я прошёл 35 километров». Саратовские доставщики еды рассказывают о жизни человека с термосумкой

Оценить
Для Москвы и Петербурга люди в зелёных и жёлтых майках с большими термосумками давно перестали быть чем-то из ряда вон выходящим, но в Саратове доставщики еды от крупных интернет-сервисов появились совсем недавно.

Корреспонденты «Свободных новостей» решили поближе познакомиться с саратовскими доставщиками еды и узнали, насколько это тяжелая работа.

Иван, 25 лет. Сотрудник Delivery Сlub

В Delivery Сlub я работаю недавно, с 31 мая. Я работаю пешим курьером, но есть также автокурьеры. Есть те, кто развозят заказы на велосипедах, но они тоже относятся к пешим.

Сам я из Энгельса. В Энгельсе есть рестораны быстрого питания, но точек Delivery пока нет, поэтому я пошёл работать в Саратов. Езжу сюда каждый день, мне не в тягость, Саратов я хорошо знаю, у меня все знакомые здесь живут. Доставку я выбрал потому, что люблю работать в движении, мне не нравится сидеть на одном месте. До этого я работал в магазине консультантом, и мне уже надоело стоять на одном месте по 12 часов в день. Меня не утруждает бегать по заказам, так как работаем по районам. Я прикреплён к проспекту Кирова. Максимум расстояние заказа — 3 км отсюда. Если заказ более 2,5 км, то можно брать поездку, доехать на общественном транспорте. Поездки оплачиваются организацией, одна стоит 35 рублей.

Иван, Delivery club

В первый день работы я прошёл 35 км, во второй 45. После первого дня болели ноги, на третий день уже нормально, а через неделю совсем привык. Возможно, мне эта работа даётся легко ещё потому, что я служил в армии и физически подготовлен. Ну и к тому же по району расстояние не сильно чувствуется. То есть ты сходил на один заказ, принёс еду, потом пришёл обратно на точку и ждёшь следующий заказ. Это, кстати, отличная кардионагрузка, когда я начал здесь работать, я стал себя лучше чувствовать, полно энергии. Так что, если хочешь похудеть и ещё подзаработать — иди работать курьером. Я за месяц сбросил 7 кг. Во время ходьбы я либо отвлекаюсь музыкой, либо просто иду, потому что через 20-30 минут любая музыка начинает надоедать.

Заказать можно через приложение, куда мне приходит уведомление с заказом. Клиент оплачивает еду, и я её отношу. Клиенты чаще оплачивают в приложении, но есть те, кто оплачивает наличными. У меня в день обычно 10-15 заказов. Пока что Delivery сотрудничает в основном с KFC. Только один раз я относил заказ из кафе Kinza Project.

Иногда бывает такое, что заказ долго ждёшь, по часу, реже по два, а иногда заказы идут один за одним. Особенно вечером. Сейчас я работаю с 11 утра до 9 вечера. Прошлые две недели работал до 10 вечера, и случалось такое, что за пять минут до конца рабочей смены могли кинуть три или четыре заказа, и ты будешь ещё час после официального рабочего времени разносить заказы. Ты, конечно, можешь отказаться, если не успеваешь, но за это штраф 300 рублей. Так откажешься от трёх-четырёх заказов и считай целый день бесплатно проработал. Если заказы - идут один за одним, и нужно отдохнуть, можно взять перерыв и поесть. Перерыв даётся на тридцать минут после четырёх часов.

Чаще заказывают в обед и вечером. Не могу сказать, какие дни недели самые загруженные, бывает много заказов и в понедельник, и в среду, и в воскресенье. У нас много заказывают еду в офисы, те, кто на работе. На самом проспекте заказов почти не бывает, им проще самим дойти до KFC. А за заказ нужно ещё платить доставку 99 рублей. Доставка в любом случае платная, но Delivery часто организовывает скидки от себя, и ты можешь через приложение дешевле заказать, так что будет выгоднее, чем брать в самом заведении.

Было бы хорошо, если бы открыли офис Delivery. Сейчас мы работаем дистанционно в мессенджере ICQ, там же у нас общий чат, чтобы решать насущные проблемы. У нас два разных супервайзера, у каждого в группе по 25-28 человек. Работаю я не каждый день, когда — сам выбираю. Но проработать в неделю нужно четыре смены минимум по восемь часов. Но у нас есть ребята, которые работают только в субботу и воскресенье, потому что у них основная работа другая, а Dellivery как подработка.

Иван, Delivery club

Я редко опаздываю к клиенту, но бывают ситуации, которые не зависят от меня. Например, в ресторане долго готовят. То бишь я стою в очереди минут 15, а потом ещё 20 жду, пока заказ приготовят, и потом только доставляю заказ. А бывает такое, что, пока я несу заказ, приходит ещё один, а иногда и два. Отказаться от заказа можно, но, как я уже говорил, штраф 300 рублей. Можно также сняться со смены, либо найти замену. Но если снимаешься без объяснения причин, то тоже штраф.

Часто задают вопросы про термосумку. Она хорошо сделана, тепло держит отлично. Я когда приношу заказ и достаю его, там чуть ли не пар идёт. То есть она и для зимы подходит. Все говорят, что сумка выглядит тяжёлой, но на самом деле она очень лёгкая. С заказами весит максимум четыре килограмма.

Нам эту сумку выдают сразу вместе с формой, и она находится у меня, я ношу её с собой и после смены забираю домой. Но, так как она объёмная, бывали случаи, когда кондукторы в транспорте просили, чтобы ты платил за термосумку как за багаж. Нам, кстати, скоро должны сделать сумки с солнечными батареями, чтобы заряжать телефон. Не знаю правда, когда это дойдёт до Саратова, но в Москве уже начинают вводить. Можно будет заряжать телефон прямо на ходу, там солнечная батарея до 10 миллиампер, и телефон за 3 часа на Солнце полностью заряжается. На три-четыре зарядки телефона стабильно хватит. Но пока не выдали, так что я ношу с собой портативную зарядку, так как зарядки телефона на весь день не хватает. Приложение Delivery сильно ест и батарейку, и оперативку. В этом смысле хорошо, что общий чат у нас в ICQ, потому что этот мессенджер почти не сажает зарядку.

В день я зарабатываю не меньше 1300 рублей. А бывает и больше — 3000-4000, иногда бывают чаевые, но редко. Зарплата зависит и от часов, и от заявок. 85 рублей час и 55 рублей одна заявка. По сути, всё зависит только от тебя. Однако физически и эмоционально отдача большая, хотя мне это в кайф. Но многие не выдерживают, уходят в первые недели. Обычно первые два дня испытательные, как обучение, а потом уже ты работаешь.

Бывает такое, что долго не приходит заказ, тогда мы общаемся с другими курьерами. Коллектив у нас нормальный. Встречаются самые разные люди, и молодые, и старые. Девушки тоже встречаются. У нас работает одна женщина, ей под 50, так она ещё и пешая. Но по ней видно, что она физически подкована, занимается спортом.

После того, как смена заканчивается, у меня закрывается приложение, и я ухожу домой. Я планирую продолжать работать в Delivery Сlub, потому что меня в этой работе всё устраивает.

Артём, 22 года. Сотрудник Delivery Сlub

Обычный рабочий день проходит примерно так: я прихожу на отправную точку (в нашем случае, это KFC на Ленинском проспекте), жду заказ; когда заказ приходит, пробиваю его и отношу клиенту; отнёс клиенту заказ и обратно иду на отправную — снова ждать.

У нас есть перерывы по полчаса, но бывает такое, что ждёшь час, пока нет заказов. Тогда сидишь, общаешься с другими курьерами или что-то такое. Я, например, читаю новости в телефоне, слушаю музыку или переписываюсь с кем-нибудь. Есть у нас и рабочий чат в ICQ.

А бывает, наоборот, не продохнёшь от заказов, особенно в конце недели или вечером. Только успел дойти до отправной точки, как уже нужно бежать к следующему клиенту — и всё время используешь телефон: по приложению смотришь имена, адреса, пользуешься картами. Поэтому пауэрбанк всегда должен быть с собой.

Едят доставщики по-разному и редко в местах, где работают. Некоторые приносят что-то с собой из дома, а кто-то так, на лету перекусывает. Я, например, ем в местных кафешках — беру себе шаурму. Не полезное питание, конечно, но, думаю, всё же немного лучше, чем обычный фаст-фуд.

Летом работать тяжело из-за жары. Вот когда пасмурно, тогда хорошо, тогда нормально. Но у нас с собой всегда есть вода: иногда бывает, что за одну доставку поллитровую бутылку выпиваешь с лёгкостью. Плюс сумка на плечах, но она не очень тяжёлая — три килограмма максимум.

В день, получается, мы проходим в среднем тридцать-сорок тысяч шагов — это приблизительно двадцать или тридцать километров.

Однажды человек, который жил примерно в четырёхстах метрах от кафе, заказал у нас что-то. Казалось бы, проще было бы дойти, но нет. В итоге сам доставщик добирался до точки минут сорок и ждал ещё дополнительных десять минут, пока еда готовилась. И только потом пошёл доставлять. Мораль истории: не ленитесь. Но побольше бы таких заказов — ходить меньше, а деньги получаешь всё те же.

Конечно, работать в таких условиях по восемь-десять часов в день тяжело, но лучше так, чем в офисе. Мне кажется, когда сидишь на месте, время течёт медленнее. А тут, по сути, ты сам по себе гуляешь и зарабатываешь на жизнь. Мне так больше нравится. К тому же у нас нет особых ограничений по выходным: я могу спокойно взять два-три выходных в неделю.

У нас работают разные люди, но в основном кто-то моего возраста — от двадцати двух до двадцати шести лет. Но иногда встречаются и старше, например, дедушка лет пятидесяти. В основном устраиваются парни, девушек, к сожалению, почти нет. Правда, я видел у нас одну, не знаю только, работает ли она до сих пор.

Оплата у нас интересная. Один час, проведённый на работе, стоит восемьдесят пять рублей — это фиксированная плата. Но плюс к этому мы получаем ещё пятьдесят пять рублей за каждый доставленный заказ.

Это уже у всех по-разному, но в среднем получается одна доставка в час. Конечно, иногда не успеваем «доставить за тридцать минут», но это не ложная реклама. Нужно же учитывать все обстоятельства. Клиенты обычно понимающие, но попадаются и вредные.

Например, однажды звонит мне диспетчер и спрашивает, скоро ли я приеду, потому что я задерживался на десять минут. Но, во-первых, уведомление о заказе пришло, когда я был на полпути к другому клиенту. Во-вторых, место доставки было возле Горпарка, а туда пешком от проспекта не дойдёшь — нужно садиться на автобус. А это тоже требует времени. И в-третьих, сам заказ был большой, свыше тысячи рублей, ну, вы представляете себе, сколько это готовится.

К тому же важно, чтобы касса на отправной точке хорошо работала. Когда смена работает оперативно, мы тоже быстро доставляем. В KFC возле вокзала, например, всё отлично: там тебя без очереди принимают. А здесь очень много людей, потому что это всё-таки проспект Кирова, и бывает, что при большом потоке людей, один-два кассира работают и не справляются. Поэтому было бы неплохо, если бы для курьеров было какое-то отдельное окно, чтобы пришёл, забрал и никому не мешаешь.

Кстати, многие работают на велосипедах. Так намного удобнее и быстрее, но я вот пока пешком хожу. Но всё равно бывают у нас дополнительные затраты. Если заказ дальше трёх километров от точки, используются «поездки» — это когда наше передвижение оплачивается самой компанией.

В общественном транспорте люди довольно спокойно реагируют на нас. Просто заинтересованно смотрят на форму или на сумку, что-то там себе думают. Иногда, правда, подходят и спрашивают, как устроиться к нам, или что в сумке, или некоторые даже просят дать еды, но, естественно, в шутку.

Как-то раз я стоял на светофоре, а рядом со мной женщина. Поворачивается ко мне и интересуется сумкой, качеством еды, меню и ценами: она думала, что мы сами всё готовим, а потом развозим. А мы-то просто ориентируемся по ресторанам, к которым привязаны. Наша компания, вроде бы уже давно на рынке, а люди всё ещё опрашивают нас, как будто мы консультанты. Если хотите узнать что-то такое, проще скачать приложение и там посмотреть.

Айдар, 19 лет. Рада, 21 год. Сотрудники «Яндекс. Еды»

Рада и Айдар. Яндекс. Еда

Айдар

Я работаю только третью неделю. Сюда я устроился вместе со своей девушкой Радой. Просто по интернету искали работу и случайно наткнулись на сайт «Яндекса». Решили попробовать. До этого мы работали в колл-центре. И здесь нам пока больше нравится. 

Устроиться сюда несложно. Главное, чтобы ты попадал по возрасту в категорию от 18 до 35 лет. Просто на сайте «Яндекс. Еды» записываешься (оставляешь своё имя и номер телефона), тебе звонят и объясняют, что делать, приходишь в фирму, заполняешь договор и тебе делают зарплатную карту. Всем курьерам обязательно выдаётся термосумка и форма, причём на каждое время года: зимняя парка, свитер и безрукавка на осень и весну и футболка на лето. Правда, у футболки не очень хороший материал, после стирки она садится. Термосумки остаются с нами всегда. Когда заканчивается рабочая смена, мы уносим их с собой домой. Я слышал истории из некоторых городов о том, что кондукторы просят в транспорте доплачивать за сумку. Сама сумка достаточно лёгкая.

Первый летний набор сотрудников в Саратове был в мае. В этом городе «Яндекс. Еду» запустили совсем недавно, поэтому пока работают только отправные точки в центре и в Солнечном. Насколько я знаю, в «Яндекс. Еду» сейчас устроиться проще, чем в тот же «Delivery Club». Там меньше сотрудников и есть чуть ли не испытательные сроки.

У нас есть определённая градация курьеров: пешие, велосипедисты и авто. Первая волна заказов идёт на велосипедистов. Если велосипедистов не хватает, отправляют пеших. А если и этих не хватает, в работе задействуют курьеров на автомобилях. Последних крайне мало. Ведь нам не дают какого-то транспорта, курьеры используют личные велосипеды и автомобили. Самые большие смены дают доставщикам на авто. Они вообще могут просидеть 12 часов без единого заказа. Но в таком случае ты не тратишь бензин, просто берёшь свою тысячу и уезжаешь. В этой работе также хорошо то, что тебе платят даже, когда ты просто сидишь. За один час без заказов мы получаем 85 рублей, авто-курьерам за час простоя платят 116 рублей. А оплата за заказ рассчитывается так: 40 рублей — дорога до ресторана, 40 рублей — до клиента, 15 рублей — вообще и 25 рублей, если расстояние больше 2 км. Не успеваешь до ресторана дойти вовремя, отнимают 40 рублей. Но если это произошло не по твоей вине (дали слишком мало времени или чинят дорогу), можно написать в техподдержку, и эти деньги вернут.

В «Яндекс. Еде» есть разные смены, но в основном, утренняя смена длится с 8 до 12 (иногда до 14), вечерняя — с 19 до 23 часов. В нашем общем приложении нам выкладывают списки смен, и мы себе бронируем их на определённые часы и дни. Если не выходишь на смену, которую себе взял, можно получить штраф в 1000 рублей. Кроме времени, когда тебе удобно выйти на работу, надо также выбрать район, где ты будешь разносить еду. Конечно, все берут места, которые знают хорошо, чтобы было проще сориентироваться.

Или, например, если ты живёшь в Солнечном, то можешь взять себе этот район.

В основном, на этой работе проблема с ногами. Как-то раз я на что-то напоролся, а работать же надо было. И пока я разносил все эти заказы, я хромал. Это было нечто. Пришлось потерпеть, но сейчас уже всё нормально. Можно, конечно, написать в приложение о своей проблеме и решить её вместе с супервайзерами, но я не захотел. Зато я тогда много заработал. А вообще, отпроситься или отменить смену достаточно легко.

Самое большое количество заказов, которое я получал, — 8. Это был очень загруженный понедельник. Никто сесть тогда даже не успевал. Некоторым приходило сразу по 2-3 заказа. Это называется мультизаказом. В середине недели работы сравнительно мало. А вот по понедельникам, вторникам и воскресеньям приходится побегать. У меня ещё не было такого, что за смену я бы не получил ни одного заказа. Хотя бы один, но есть.

Для меня плюс этой работы в том, что я стал больше ходить. Раньше я выходил на улицу только, когда мне надо было идти на учёбу либо с учёбы. В итоге получилось так, что у меня один раз чуть ли не атрофия мышц началась. Пришлось тогда усиленно ходить на физ-ру. А теперь с работой курьера мне такая проблема не грозит.

Разносить заказы – дело само по себе не сложное, но физическая нагрузка здесь всё-таки ощутимая. Некоторые очень теряют в весе. Например, за день велосипедист может намотать расстояние в 40 км. Нюанс ещё в том, что в приложении учитывается путь от ресторана до клиента, а обратная дорога не учитывается.

Общаться с клиентами нам почти не нужно. Просто приходишь, отдаёшь пакет и, возможно, получаешь чаевые. Иногда бывает так, что заказывают из одного заведения в другое.

Иногда клиент может отказаться от заказа, когда ты уже на полпути к нему. И если девать еду некуда (ты далеко от ресторана, откуда заказывали), то просто кушаешь сам. А если ты не успел отойти от кафе, то приносишь еду туда. Клиенту, отказавшемуся от заказа, заведение возвращает деньги. Но доставку в этом случае нам, конечно же, не оплачивают. В большинстве ресторанов доставка бесплатная с любой суммы, и клиент платит только за еду. В основном, заказывают с «Макдональдса», но в тот загруженный понедельник было целых 5 заказов подряд из кафе «Пита». Я думаю, что делать вот такие заказы у нас выгодно. Ведь ты платишь только за еду, а тебе ещё её и приносят бесплатно. Хотя иногда доходит до абсурда: надо отнести еду в соседний подъезд или просто пройти через дорогу и отдать пакет клиенту.

Часто к нам пристают разные люди с расспросами про зарплату и возможность устроиться. Такое бывает очень часто, чуть ли не каждый день. Также попадаются на пути довольно грубые прохожие, которые видят большую жёлтую точку и считают, что это идеальная «мишень». Но таких мы интересуем только, когда идём к заказчику с едой. На обратной дороге к ресторану весь их запал пропадает.

Самое неудобное время для доставки — полдень, когда летом самое пекло. Питьевая вода заканчивается крайне быстро. У некоторых доходит даже до тошноты и теплового удара.

Рада

Одним из обязательных условий в нашей работе также является то, что нужно за неделю успеть взять три смены. В приложении нам скидывают сразу список смен, и мы их быстренько разбираем. Если ты не успел забить себе третью, то тебя ставят на стоп и не выплачивают деньги за эту неделю. А потом на следующей неделе добираешь смену, и тебе отдают зарплату за прошлую неделю. Мы слышали о том, что в Москве кто-то даже пытался продавать своим товарищам-курьерам эти смены.

Бывают в нашей работе и какие-то экстренные ситуации. Как-то раз за одну четырёхчасовую смену у меня было четыре заказа, и все они попали на вторую половину смены. Зарядки оставалось мало, и в последние 10 минут до конца кинули заказ. В ресторане я поняла, что у меня остался всего 1 % на телефоне. Подзарядиться, пока готовят еду, я не смогла, потому что вынесли всё сразу же. Почти дошла до клиента, и телефон начал выключаться. Улицу и дом я помнила, а вот подъезд и домофон — нет. Только успела оповестить клиента через приложение, что я на месте, как телефон вырубился. Поспрашивала людей на улице, где находится этот дом и пришла во двор к клиенту. На улице уже стемнело. Я не знала, сколько времени прошло и где я вообще нахожусь. Кое-как смогла подзарядить свой телефон и решить проблему с заказом: клиент его отменил, а супервайзер понял мою ситуацию и не прописал мне штраф, мне просто не заплатили за этот заказ. С едой я могла уже делать, что хочу, поэтому ужинали мы роллами. Было очень страшно сидеть в тёмном дворе без связи на неизвестной улице, где ходят сомнительные подростки. Когда я наконец смогла дописаться до Айдара, меня всю трясло. С тех пор мы пишем друг другу в Телеграмме, где у нас заказы.

Айдар

Я тогда тоже запаниковал, потому что никак не мог дозвониться ей. Я подумал, что у Рады кончилась зарядка. Но когда она снова появилась в сети, а мои звонки всё равно отклонялись, я испугался: думал, что с ней что-то случилось. А она, оказывается, в этот момент решала вопросы с супервайзером.

А вообще, работать здесь неплохо. У нас пока не возникало желание бросить это дело. Это не рутинная работа, где каждый день похож на предыдущий.

Из-за разных точек заказов узнаёшь много новых улиц города, лучше ориентируешься на месте, развиваешь свою память. Это здорово, когда двигаешься, а не сидишь на месте.

Рада

До работы тут мы иногда заказывали себе еду через доставщиков. Но после того, как мы сами стали курьерами и на собственной шкуре испытали все трудности и нюансы работы, заказывать что-то больше не хотим. Нам теперь не лень и самим дойти до ближайшего кафе. А если и закажем, то точно дадим чаевые.