Beach отдыхающих. Саратовские купальщики не боятся ни нефтяных танкеров, ни канализационных стоков, ни полицейских патрулей
Где саратовцы предпочитают купаться
С начала жаркого сезона в Саратовской области утонули 17 человек. В июне сообщения о трагедиях на воде стали практически ежедневными. Большинство погибших – молодые мужчины, отдыхавшие с друзьями на прудах и малых реках. Среди жертв – три девочки-подростка, пришедшие на пляж вместе с родственниками.
В Саратове погибли четыре человека. Несчастные случаи произошли на пляже «Городские пески», а также в местах «дикого» купания – под мостом, на Моисеевом и Монаховом прудах.
Ситуацию обсудили на совещании в саратовской мэрии. Как заявили представители городского управления защиты от ЧС, их работа – просвещение отдыхающих и профилактические рейды, а следить, чтобы граждане не ныряли в неположенных местах, должна полиция. Полиция, в свою очередь, обвиняет администрацию в волоките при рассмотрении штрафных протоколов и сетует на недостаток сотрудников.
Нефтебаза: даже в Сочи такого нет
Песчаный берег возле увекской нефтебазы в чем-то похож на черноморские курорты: здесь так же, как в поселках большого Сочи, вдоль пляжа проходит железнодорожная ветка. Лежа на песочке, отдыхающие во всей полноте ощущают атмосферу дальних странствий: горизонтальные поверхности трясутся от стука колес, да и запах соответствующий.
Там, где на оборудованных пляжах должны стоять буйки, краснеют бакены, обозначающие границу судового хода. Как поясняют жители Заводского района, танкеры причаливают к нефтебазе аккуратно, и еще не было случая, чтобы какая-нибудь баржа передавила бесстрашных купальщиков.
Судя по кучам мусора, посетители увекского пляжа отличаются консервативным вкусом и завидным здоровьем, позволяющим употреблять крепкие напитки на жаре. Водочных бутылок здесь валяется даже больше, чем пивных.
За последние два года на берегу появились три кафе с шашлыками. Как указано на тентах, здесь даже предусмотрена оплата картой. За общепитовскими палатками установлен биотуалет. Пятачок, где можно оставить машину, засыпан щебенкой, пешеходная дорожка залита бетоном. Правда, если отойти чуть в сторону, можно заметить, как сквозь песок проступают темные маслянистые пятна.
Днем на пляже в основном мамы с детьми и пенсионеры. Понятно, что до «Городских песков», расположенных под мостом Саратов-Энгельс, им не добраться. Даже при наличии машины и отсутствии пробок путь от Увека до центра города занимает не меньше 40 минут в один конец.
В нынешнем году «Городские пески» по-прежнему остаются единственным в Саратове местом, где разрешено купаться. Напомним, что вдоль Волги город протянулся на 21 километр. В черте Саратова расположены 60 прудов, в том числе 16 муниципальных. Ни на одном участке береговой линии, так же как и на городских прудах, официальных пляжей нет.
Нельзя сказать, что местные чиновники ничего не делают для безопасного отдыха жителей. Например, мэрия пересчитала места, где граждане купаются с риском для здоровья, – таких территорий оказалось 23. Губернатор Валерий Радаев еще в прошлом году на заседании комиссии по ЧС предложил организовать дежурство вдоль береговой кромки при помощи спасателей, лодочников и общественников. «Каждый метр мы не проконтролируем, но бдительность усилить надо», – отметил глава региона.
Общественники откликнулись: как обещала детский омбудсмен Татьяна Загородняя, саратовский совет отцов нынешним летом будет проводить рейды по местам несанкционированного купания. Первый шаг на пути спасения юных саратовцев сделан: глава совета Валерий Баглай обратился к саратовским собачникам с просьбой не выгуливать питомцев в Затоне. «Солярий – это место, предназначенное для обитания людей, в том числе детей, оно согласовано со всеми государственными органами, здесь не место животным», – заявил активист и предложил гулять с собаками на нелегальном пляже под мостом, чтобы выжить оттуда двуногих купальщиков.
Отметим, что зимой городские власти используют водоохранную зону рядом с солярием для свалки грязного снега. По подсчетам природоохранной прокуратуры, за сезон сюда привозят не менее 5 тысяч кубометров льда, снега и грязи с саратовских улиц. За это надзорное ведомство наказывает мэрию представлениями об устранении нарушений.
Центр пляжных видов спорта, или «говнюшка»
«Под мостом вакханалия творится», – заявил на совещании в мэрии замначальника полиции по охране общественного порядка УМВД по Саратову Виктор Мудров. С полицией трудно не согласиться.
В жаркий день на «говнюшке» – полный аншлаг. Каждый квадратный сантиметр застлан полотенцами, одеялами, некоторые посетители загорают, примостившись на корнях старых деревьев, бревнах и обломках металлических конструкций.
У железобетонной стенки (это часть берегоукрепительных сооружений) сидят закутанные от палящего солнца мужики с удочками. С криками кружатся чайки. Их привлекает рыжее пятно на воде метрах в пятидесяти от берега – как уверяют рыбаки, именно здесь выведен в речное русло ливневый коллектор из Глебоврага. С той же стенки прыгают головой вниз загорелые мальчишки (вопреки ожиданиям отцовской общественности, не побежденные собачниками).
Вода в бухточке кипит от количества купающихся. Волны выносят на песок зеленую пену. У противоположного берега (там, где битого стекла больше, чем песка) расцветают желтые кувшинки.
По словам Виктора Мудрова, с начала сезона за купание под мостом составлено 80 административных протоколов (штраф достигает 1000 рублей), от незаконного погружения в пучину граждан предостерегают четыре сотрудника. Судя по всему, половину личного состава корреспондентам «Свободных новостей» удалось увидеть за работой.
Мужчины в синих форменных рубашках, круглых фуражках и с автоматом Калашникова через плечо на пляже хорошо заметны. Граждане в трусах не без злорадства косятся на синтетические брюки блюстителей порядка – и, поднимая брызги, бросаются в реку.
Не глядя на довольных купальщиков, патруль направляется к компании из четырех человек, загорающей на берегу. У одного из молодых людей на одеяле стоит банка пива. Задержанных отводят в кусты, к припаркованной служебной «девятке». Невезучий любитель пива, натянув шорты, торопливо лезет в карман. Надо думать, за удостоверением личности, что необходимо для составления протокола.
От центра пляжных видов спорта, торжественно открытого здесь в 2016 году, осталось потрепанное сетчатое ограждение, давно не крашенные трибуны и выцветшие красные буквы на парапете смотровой площадки. Еще можно разобрать лозунги вроде: «Спорт – это модно».
Напомним, что спортобъект под мостом соорудили после проведения в Саратове этапа чемпионата России по пляжному футболу: сюда вывезли 800 тонн песка со стадиона, специально построенного для турнира на Театральной площади. Год спустя площадку использовали для международного форума по урбанистике.
Часть неблагодарных саратовцев высказывала в интернет-дискуссиях сомнения в необходимости центра пляжных видов спорта при нехватке благоустроенных пляжей. Новый пляж появился в агитационных материалах «Единой России», готовившейся к выборам в Госдуму. Местом для строительства выбрали новую набережную. Первоначально говорилось, что пляж протянется от Провиантской до 2-й Садовой. Проект оценивался в 100 миллионов рублей (организация полноценного места для купания при солярии в Затоне, по сведениям городского управления инженерной защиты, стоит 230 миллионов). Сдать первую очередь предполагалось летом 2017 года.
Как было заявлено во время недавнего визита Вячеслава Володина, завершить строительство предполагается в ноябре 2020 года. Пляж займет 500 метров в конце новой набережной (там, где сейчас впадает в Волгу речка Белоглинка, заключенная в ливневый коллектор). Всего на сооружение последнего отрезка набережной и пляжа федеральный бюджет выделит в 2019-2020 годах почти 400 миллионов рублей.