Быков: России для выживания нужно вкладываться в оборонку, а не в гуманизм

Оценить

Писатель Дмитрий Быков заявил в эфире «Эхо Москвы», что Россию спасут только сверхчеловеческие проекты, а не гуманизм и стремление к комфорту. Запись фрагмента эфира с участием публициста разместил сегодня, 5 июля, сайт радиостанции. 

Быков начал рассуждения с катастрофы, которая произошла на секретной подводной лодке в Баренцевом море, и заявил, что бессмысленно сожалеть о том, что Россия занимается постройкой военных кораблей в ущерб решению бытовых проблем.

Для России, уверен Быков, нет выбора между удобством граждан и порывам к сверхчеловеческим достижением. Люди, считает он, никогда не будут жить хорошо, в лучшем случае европейского комфорта Россия достигнет лет через 200-300.

«Но отказ от каких-то сверхчеловеческих безумных проектов для России смертелен, потому что тогда не будет ничего. Я писал уже об этом когда-то. Я понимаю примерно, какая сейчас волна ненависти на меня обрушится, или какое безразличие… Безразличие, конечно, я бы предпочел, потому что мне-то как-то моя правота здесь очевидна, а переубедить меня очень сложно. Я примерно понимаю, что в России выбор очень простой: либо сидеть в навозе и нюхать розу либо сидеть в навозе. Не сидеть в навозе, наверное, можно теоретически, но для этого, понимаете, нужно поставить себе задачу как-то свою жизнь обустроить, обуютить (знаменитый глагол Солженицына «обустроить Россию»), а эта задача не вдохновляет российское население. Почему-то его вдохновляет задачи сверхчеловеческие: новое оружие», - обозначил писатель свою точку зрения на исторический процесс.

Ученые в таком ключе могут «удовлетворять личное любопытство за государственный счет» только занимаясь с государством сотрудничеством в сфере разработки вооружений. Это будет происходить потому, что государству «от интеллектуалов больше ничего не нужно», а нужны «либо оборонка (то есть хорошая физика), либо пропаганда этой оборонки». Этот же путь Быков видит и для представителей творческих профессий.

«Все государственные учреждения здесь, в диапазоне от театров до научно-исследовательских институтов, в той или иной степени шарашки, и надо понимать, что ты в шараге находишься. В шараге есть определенная степень свободы – не случайно оттуда вышли все диссиденты, не случайно главный диссидент Сахаров был отцом водородной бомбы. Там велись главные разговоры. Вообще интерес государства к шарашкам, интерес творческих людей к шарашкам в последнее время возрастает», - уверен Дмитрий Быков.

При этом писатель уточняет, что не имеет в виду жертвы, которые надо приносить для осуществления гигантских проектов. Просто, предлагает он, нужно принимать как данность, что творческие или научные работники или должны бежать из России, или «приноравливаясь к этим условиям, и тогда единственный способ профессиональной реализации для вас – это стать для государства незаменимым» и делать для него оборонные проекты.

«Поэтому говорить, что России не следует заниматься оборонными проектами, – это просто абсурдно. Ничем другим она заниматься никогда не будет. Неужели вы думаете, что деньги, которые вкладываются в бомбы, ракеты или другие ужасные вещи, будут когда-то поставлены на службу бездомным детям, больным, старикам? Нет, конечно. Просто в России для того, чтобы чем-то заниматься (просто погода такая), нужны сверхчеловеческие мотивации. А чтобы эти сверхчеловеческие мотивации у себя выработать, надо ставить перед собой великие задачи, вот и все. Это не та страна, где можно каким-то образом реализоваться за счет гуманизма. Гуманизм – это, конечно, хорошая вещь, но он среднего россиянина не вдохновляет. Россиянина вдохновляет сверхчеловеческое. Вот первому выйти в космос – это да. А сделать так, чтобы вовремя приходили троллейбусы или чтобы дома были построены, – нет. Пока масса не начнет думать иначе, это не изменится», - полагает писатель.

Однако Быков предостерегает, что из сверхчеловеческого проекта выход может быть не только в сторону строительства космических сверхчеловеческих кораблей, но и в сторону полного расчеловечивания.