ЦБ увидел признаки преступления в тайном манипулировании акциями «Трансаэро» с участием главы МАК Анодиной

Оценить
По версии регулятора, из-за действий основного совладельца компании Александра Плешакова и его приемной матери инвесторы авиакомпании потеряли не менее 200 миллионов рублей.

Бывший основной совладелец авиакомпании «Трансаэро» Александр Плешаков и его приемная мать, глава Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина манипулировали акциями перевозчика и нанесли ущерб инвесторам в сумме не менее 200 миллионов рублей. К таким выводам пришел Центробанк. О результатах расследования регулятора рассказал директор департамента противодействия недобросовестным практикам ЦБ Валерий Лях, информирует РБК.

Как установил Центробанк, в сентябре-декабре 2016 года владевший 59,48% акций Плешаков по договорам дарения перевел 41,4% акций на счет Анодиной, оперируя пакетами размером не более 5% акций. При этом инсайдерская информация о выходе Плешакова из капитала «Трансаэро» не была раскрыта. Затем со счета Анодиной ценные бумаги были проданы на бирже по рыночным ценам инвесторам, которые не подозревали о действиях Плешакова.

В случае раскрытия котировки акций «Трансаэро» резко изменились бы, подчеркнул Лях, добавив, что манипуляции с ценными бумагами позволили Плешакову и Анодиной избежать убытков на сумму не менее 200 миллионов рублей (ущерб, понесенный двумя тысячами купивших акций инвесторов).

«ЦБ видит в действиях Плешакова и Анодиной признаки уголовных преступлений по статьям о неправомерном использовании инсайдерской информации и манипулировании рынком, заявил Лях. Регулятор передал материалы дела в правоохранительные органы», - отмечает РБК.

Центробанк выявил и более давние манипуляции с акциями авиакомпании, рассказал Лях. Речь идет о 2014–2015 годах, когда кипрская компания Jeimbo Cyprus Limited и зарегистрированная на Бермудских островах Otkritie Advisory Services Limited регулярно совершали сделки с акциями «Трансаэро», фактически обеспечивая весь объем торгов акциями компании.

Как отметил представитель ЦБ, в данном случае речь шла о классическом создании видимости торговой активности с целью дальнейшего использования акций «Трансаэро» в качестве залога по кредитам. Лях признал, что сумму ущерба от этих действий оценить уже невозможно, поэтому материалы проверки в правоохранительные органы Центробанк передавать не стал, «принял меры», чтобы не допустить в дальнейшем манипулирование со стороны Jeimbo Cyprus Limited. Деятельность Otkritie Advisory Services Limited уже прекращена.

В МАК сообщили ТАСС, что Центробанк и правоохранительные органы не обращались к председателю комитета по поводу манипулирования с акциями «Трансаэро». Также представители регулятора заявили, что Анодиной ничего не известно о фактах манипулирования рынком акций «Трансаэро», в том числе с участием офшорных компаний.

«Все ценные бумаги различных российских эмитентов, принадлежавшие в разные периоды времени Анодиной, продавались ей исключительно в Российской Федерации в соответствии с российским законодательством через уполномоченные организации с выплатой в бюджет РФ установленного подоходного налога, составившего с 2014 года более 30 миллионов рублей, - заявили в МАК. - В сентябре 2015 года с целью выполнения решения правительственной комиссии от 1 сентября о консолидации «Трансаэро» в группу компаний «Аэрофлот» Анодина, как и другие члены ее семьи, безвозмездно передала все принадлежавшие ей акции «Трансаэро» рыночной стоимостью более 300 миллионов рублей А. П. Плешакову, так как он был определен лицом, передающим все акции в группу «Аэрофлот» (…) Очевидно, что уже в начале 2016 года состояние данного эмитента [«Трансаэро»] было крайне тяжелым и это являлось общеизвестным».

  • В августе 2015 года «Трансаэро» заявила о невозможности выполнять обязательства. В итоге перевозчика лишили сертификата эксплуатанта, а в 2017 году в отношении компании начали конкурсное производство. СМИ писали, что Плешаков со своей супругой Ольгой - совладелицей компании - покинули Россию, но Ольга Плешакова эту информацию опровергала.
  • В прошлом году стало известно об уголовном деле в отношении бывшего гендиректора «Трансаэро» Александра Бурдина по факту невыплаты зарплат, растраты и злоупотребления полномочиями. По данным СМИ, в деле имелся эпизод с участием главы Росавиации Александра Нерадько.