Из-за роста цен на бензин СМИ заговорили о грядущем топливном кризисе

Оценить

В мае 2019 года розничные цены производителей на бензин выросли сразу на 17,5%. Такие данные Росстата приводит «Газета.ru».

Значительно подорожали для оптовых закупщиков и другие нефтепродукты: газовый стабильный конденсат - на 18,0%, сжиженные пропан и бутан - на 8,4%, прочие нефтяные газы - на 11,8%.

При этом розничные цены на бензин за первую неделю июня выросли всего на 0,3%, отмечает издание. При этом аналитический центр «Кортес» привел данные о том, что литр бензина АИ-92 на заправках Дальнего Востока и Сибири с 10 по 14 июня подорожал на 33 копейки (до 43,46 рубля), выросли цены и на другие виды топлива.

В понедельник, 17 июня, после публикаций СМИ об удорожании бензина премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил разобраться с этим вопросом вице-премьеру Дмитрию Козаку.

«Надо разобраться, что это, если это какой-то просто всплеск, - это одна ситуация, если это какие-то системные вещи, тогда нужно принимать решения, которые мы с вами неоднократно обсуждали, в случае необходимости», - отмечал глава правительства.

Затем представитель Козака Илья Джус заявил журналистам, что «в среднем по стране в розничном сегменте существенных ценовых диспропорций не зафиксировано», превышение роста цен носит «лишь единичный характер», а в целом цены растут «в пределах инфляционных ожиданий с учетом роста НДС».

Опрошенные «Газетой» эксперты оценивают ситуацию иначе.

Так, вице-президент Российского топливного союза Юрий Матвейко предположил, что уже в первых числах июля цены на бензин на заправках могут начать быстрый рост, если правительство не ограничит экспорт нефтепродуктов, который более выгоден производителям, чем реализация на внутреннем рынке. Собеседник уточнил, что в первую очередь повышать цены придется частным независимым АЗС, так как нефтяные компании имеют возможность не допустить на своих заправках роста цен выше инфляции.

«Частные АЗС могут оказаться в той же ситуации, которая была в прошлом году. Она была не самая благоприятная с точки зрения ведения бизнеса. Мы говорили с апреля прошлого года о том, что предстоит тяжелый год (…) Нас заверяли и регуляторы, и руководители нефтяных компаний, что все хорошо и ничего не будет, но оказалось все не так. В этом году похожая ситуация и все идет к повторению прошлого года», - подчеркнул Матвейко.

Эксперт Илья Жарский не исключает, что уже к середине лета в Москве цена литра бензина может преодолеть «психологическую отметку» в 50 рублей за литр.

«Рынок бензина далек от чистой конкуренции, контроль за ценами осуществляется олигополиями, классическим способом: негласным сговором, НПЗ повышают цены синхронно и для этого им не нужно даже договариваться друг с другом», - замечает он, добавляя, что снизить цены на топливо могла бы отмена акциза на него. Эта мера также могла бы, по мнению собеседника издания, инициировать общественное обсуждение обоснованности одновременного существования транспортного налога, акциза, утилизационного сбора и таможенных пошлин на иномарки.

«Газета.ru» напоминает, что еще месяц назад Независимый топливный союз предупреждал о скачке цен на бензин, так как биржевые и мелкооптовые цены резко выросли.

На это заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин заявил, что любые заявления апокалиптического характера, провоцируют рынки к ценовым изменениям.

«Особенно, если это делают люди, которые позиционируют себя как работающие на рынке нефтепродуктов. Как известно, на цену влияет множество факторов. Это, конечно, экономические факторы, ресурсная обеспеченность, конъюнктура внутренних и внешних рынков. Но еще большое значение имеет психологический фактор. Когда подобного рода прогнозы делаются, то это попытки влиять на изменение цен. Они недопустимы. Поэтому антимонопольные органы, в рамках нашей компетенции, выносят соответствующие предостережения должностным лицам», - подчеркивал чиновник.

«Дмитрий Козак на полях ПМЭФ-2019 заявил, что на сегодняшний день не видит предпосылок к продлению соглашений с нефтяными компаниями. Таким образом, от сдерживания цен могут отказаться уже с 1 июля и тогда отражение роста оптовых цен не заставит себя ждать», - резюмирует издание.

  • Прошлой весной из-за дисбаланса предложения на внутреннем и внешнем рынке цены на бензин резко выросли, что привело к массовому недовольству граждан властями. Правительству удалось ненадолго остановить скачок, но осенью рост продолжился. Независимые топливные компании также предупреждали о дефиците топлива. В итоге нефтяные монополии подписали соглашение с правительством о сдерживании роста цен до апреля. Этой весной оно было продлено до 1 июля.
  • В Саратовской области средняя стоимость литра автомобильного бензина к 10 июня составляла, по данным Росстата, 43,56 рубля, что на три копейки больше, чем к началу предшествующей недели. В частности, средняя стоимость АИ-92 увеличилась с 42,13 рубля до 42,16 рубля за литр, АИ-95 - с 45,56 до 45,59 рубля за литр. Цена литра АИ-98 и дизельного топлива не изменилась, зафиксировавшись на уровне 50,87 рубля и 44,77 рубля соответственно.
  • Практически непрерывное удорожание топлива не гарантирует его качества. Так, вскоре после посещения 11 июня заправочной станции на улице Буровой в Ленинском районе Саратова жительница областного центра обнаружила в бензобаке своего автомобиля вместо качественного бензина синюю жидкость, а транспортное средство вышло из строя.