Эксперты: Володин выбыл из путинского «политбюро»

Оценить
Эксперты: Володин выбыл из путинского «политбюро»
Председатель Госдумы Вячеслав Володин и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Фото kremlin.ru
Авторы исследования из «Минченко Консалтинг» считают, что спикер Госдумы снизил влияние на политические партии и ОНФ и понес потери в своей региональной сети.

Компания «Минченко Консалтинг» опубликовала аналитический материал под названием «Политбюро 2.0 и антиистеблишментная волна», посвященный изменениям в структуре власти в РФ.

«Политбюро 2.0 как неформальная структура принятия решений, сложившаяся вокруг Владимира Путина, сохранилось и после президентских выборов 2018 года, - отмечают авторы исследования. - Кадровый состав Политбюро 2.0 постепенно ротируется. Ключевые изменения на данный момент - вхождение в число полноправных членов Политбюро 2.0 секретаря заметно усилившегося Совета Безопасности Николая Патрушева и возвращение бизнесмена Геннадия Тимченко, сохранение и укрепление позиций Игоря Сечина и Аркадия Ротенберга, переход в статус кандидата в члены Политбюро 2.0 Вячеслава Володина, а также сокращение количества кандидатов в члены Политбюро 2.0, в первую очередь, за счет снижения влияния представителей крупного частного бизнеса».

В итоге, резюмируют в «Минченко Консалтинг», «в высшей лиге российской элиты сохраняются только фигуры, являющиеся кураторами значимых отраслей и проектов».

В «Полютбюро 2.0» при Путине авторы доклада включили Дмитрия Медведева, Николая Патрушева, Сергея Собянина, Юрия Ковальчука, Сергея Чемезова, Сергея Шойгу, Аркадия Ротенберга, Геннадия Тимченко и Игоря Сечина. Рост влияния Совбеза аналитики объясняют продолжением ухудшения отношений России с Западом.

«Созданная «с колес» программа четвертого президентского срока Владимира Путина («майский указ» и нацпроекты) создала новое поле конкуренции между группами влияния за ее интерпретацию и реализацию. Обновленное правительство, сформированное в мае 2018 года, как мы и предполагали, очень быстро стало «правительством непопулярных реформ», чему поспособствовала инициированная властями коррекция пенсионного законодательства, значительно ухудшившая рейтинги властей, - продолжают эксперты. - Снижение рейтингов власти привело к тому, что активное обсуждение моделей транзита власти в 2021-24 годах началось уже на первом году шестилетнего президентского срока В.Путина. Показательно, что подавляющее большинство обсуждаемых внутри элиты сценариев транзита так или иначе вращаются вокруг роли В.Путина в новой конфигурации власти, которая сложится после 2024 года».

Авторы рассматривают несколько вариантов этого «транзита» на примере других стран: Казахстан (передача сокращенных президентских полномочий преемнику при создании новой статусной позиции и сохранении высокого неформального влияния ушедшего президента), Армения («бархатная революция»), Белоруссия (кризис интеграционного проекта), Украина (победа на президентских выборах «политика нового типа» Владимира Зеленского). «Плавным» они называют транзит власти в Узбекистане и Казахстане.

Еще одним новым фактором политики «Минченко Консалтинг» называет «антиистеблишментную волну», которая захлестнула весь мир и теперь «докатилась» до России.

«Власти столкнулись с рядом громких поражений на региональных выборах, акциями протеста, как по федеральной, так и региональной повестке. В обществе оформился устойчивый запрос на политиков нового типа, который на данный момент не удовлетворяют в полной мере ни власть, ни оппозиция. Именно антиистеблишментные настроения станут ключевым вызовом для российской элиты, поскольку привычные для власти методы их утилизации (антиноменклатурная риторика президента и его губернаторов-назначенцев, громкие отставки и привлечение новых кадров, антикоррупционная кампания) на данный момент близки к исчерпанию своей эффективности», - подчеркивают авторы материала.

Также в «Минченко Консалтинг» объяснили выбывание председателя Госдумы Вячеслава Володина из «ближнего круга» Путина.

«Володин снизил влияние на политические партии и ОНФ и понес потери в своей региональной сети. Однако надо отметить постепенный рост субъектности парламента и его роль в качестве медиатора значимых конфликтов (реновация в Москве и пенсионная реформа), а также отмечавшееся выше повышение активности и Володина, и его коллеги Валентины Матвиенко на внешнеполитическом фронте», - отметили они.

В беседе с РБК исследование «Минченко Консалтинг» прокомментировали политологи. Константин Калачев заметил, что российская система власти отличается высокой ролью неформальных личных отношений в элитах, и потому слишком закрыта для точной оценки веса, приближенности к президенту лиц и влияния на него.

В свою очередь советник Володина, председатель совета директоров Института социально-экономических и политических исследований Дмитрий Бадовский подчеркнул, что раньше авторы доклада публиковали выраженную в баллах оценку ресурсов членов «политбюро», но сейчас этого делать не стали.

«Поэтому сложно оценить выводы и динамику позиций, поскольку авторы впервые не раскрыли аналитический инструментарий оценки ресурсов. А вся модель политбюро - если подходить к ней именно как к аналитической модели - только на этом и основана», - заметил он.

Еще в 2017 году Вячеслав Володин, согласно оценке «Минченко Консалтинг», входил в «политбюро» Путина, но аналитики говорили о рисках для спикера Госдумы снизить влияние.