Если что-то убивает горожан, хотелось бы знать, как именно быстро

Оценить
В саратовских соцсетях поднялась волна паники: жители утверждают, что чувствуют сильный химический запах со стороны Заводского района. Запах описывают порой как похожий на запах нефтепродуктов, порой — на запах тухлых яиц.

Корреспондент ИА «Свободные новости» побеседовала с Лилией и Владимиром Муромцевыми, которые начали исследовать этот вопрос и составили собственную карту выбросов.

Стелется по воде вонючая дымка

Лилия и Владимир – музыканты. Некоторое время они жили в Саратове, затем на несколько лет перебрались в Москву. Вернувшись в Саратов в 2015 году и поселившись в квартире в центре, они сразу почувствовали, что временами дышать в городе тяжело. В последние месяцы ситуация заметно ухудшилась.

«С этой весны просто катастрофическая ситуация. Мы заметили цикличность. А где есть цикличность? На производстве есть цикличность. Это связано с каким-то технологическим процессом – вот наш вывод», – говорит Владимир.

«Мы стали визуально это сопоставлять: вот запах, спускаешься на набережную – и обязательно над трубой в это время дым. Стелется по воде вонючая дымка. Когда был последний мощный выброс, даже окно было закрыто, все равно запах начинает проникать. Открываешь окно – и тут же закрываешь, стоит плотная стена запаха. Потом начинается кашель, до рвоты. Головная боль, постоянно пьем таблетки. Муж у меня в такие моменты просто лежит, ему однозначно плохо, нет никаких сил», – разводит руками Лилия.

«Глаза воспаленные, носоглотка воспаленная. Если ночью я уснул и у меня осталось приоткрытое окно, а проснулся я поздно, когда запах уже вошел, то просыпаюсь от кашля. Как только меняется ветер, воздух очищается, все симптомы исчезают», – продолжает Владимир.

Владимир и Лилия Муромцевы. Фото Александр Кулагин
Владимир и Лилия Муромцевы. Фото Александр Кулагин

Совершенно секретно

Супруги связывают плохое самочувствие с работой одного из производств в Заводском районе, возможно – нефтеперерабатывающего, ведь большинство пострадавших говорят именно о запахе керосина.

«Мы не делаем прямого вывода, – говорит Владимир. – Мы не знаем, что там на самом деле происходит. Я поинтересовался, и выяснилось, что в государственном реестре можно найти записи, чем занимается предприятие. И есть строка: этот вид деятельности не разглашается, закрыт, недоступен, совершенно секретно. Поэтому вполне может быть, что мы и не получим информацию, что они делают на самом деле. Они говорят: мы делаем моторное топливо. Всё».

Владимир считает, что осложнение ситуации с выбросами связано с тем, как менялись географические, геологические и климатические особенности Саратова за последние годы.

«У нас очень сложный город. В 30-е годы построили заводы за городом. На Волге тогда не было ни одного водохранилища, ни одной плотины. Волга была совершенно другая река. Город был меньше, зеленая зона была больше. Сегодня все радикально изменилось. Кумыска – это легкие Саратова. Октябрьское ущелье – это труба, по которой свежий, хороший воздух с Кумыски лился в город, и город мог дышать. Сегодня Октябрьское ущелье перегородили мощными домами. Сегодня эта труба работает, но очень слабо. Когда выбросы поднимаются наверх, все это не выходит в атмосферу, все садится в центре», – объясняет Муромцев.

Супруги опасаются, что тяжелые частицы, которые опускаются на город из заводских выбросов, не только дают неприятный запах и головную боль, но впитываются в стены домов, во внутреннюю отделку квартир и продолжают разрушительно влиять на здоровье людей.

Дым над Заводским районом. Фото Анастасия Лухминская
Дым над Заводским районом. Фото Анастасия Лухминская

Жаловаться президенту или бежать

Поняв, что выбросы не прекращаются, Муромцевы позвонили в МЧС. Всего, как впоследствии они узнали от знакомых в соцсетях, в экстренную службу в тот день обратилось не менее шести человек. Однако сколько вызовов было зафиксировано – вопрос. Девушка, которая сняла трубку в тот день, сказала, что претензиями к качеству воздуха нужно беспокоить Роспотребнадзор, а на требование хотя бы зафиксировать звонок спросила, что от этого изменится. Что касается Роспотребнадзора, его номер просто давал длинные гудки.

Лилия Муромцева обратилась к юристу за разъяснением, как правильно жаловаться на грязный воздух, и получила ответ, что легко не будет.

«Нужен целый пакет документов, начиная с заявок в Роспотребнадзор, МЧС, минприроды, природоохранную прокуратуру. Мы пишем им всем одно и то же письмо, нам должны вернуться ответы. Мы должны все эти документы послать губернатору, чтобы он нам сообщил, что он думает по этому поводу. И, наверное, Володину. Когда придут ответы, их всей пачкой с приложенными диагнозами и фотографиями мы сможем отправить президенту, и он должен будет рассмотреть и отреагировать. А все эти провокации – давайте выйдем… встанем с флагами… Мы же не дети, мы пережили много революций за свою жизнь. Нужно как следует подготовиться и привлечь внимание как можно большего числа людей к этой проблеме», – говорит Лилия.

Владимир замечает, что ему также хотелось бы знать статистику онкологических и легочных заболеваний с разбивкой по районам города: если что-то убивает горожан, хотелось бы знать, как именно быстро оно это делает:

«Вы знаете такое понятие, как экологический беженец? Нет? Это Лилина идея. Возможно, мы сейчас открываем новую страницу! Если мы не собираемся изменять технологии в пользу людей, все эти предприятия – я понимаю, что там работают люди, – они нас убьют. Работников таких производств интересует их жизнь, зарплата. Им пофигу на свое здоровье, а уж наше здоровье вообще не интересует. А нас интересует! Нас интересует наше здоровье. Где нам взять силы и средства, чтобы покинуть этот город? Должна быть государственная программа «Экологический беженец». Давайте учредим ее и посмотрим, сколько человек воспользуются возможностью покинуть эти безумно опасные места».

ИА «Свободные новости» направило запросы в региональное управление Роспотребнадзора, министерство природных ресурсов и экологии, ГУ МЧС России по Саратовской области и природоохранную прокуратуру.

  • В пятницу, 24 мая, минприроды Саратовской области открыло горячую линию для жалоб на плохой запах.

  • Проблемы качества воздуха в Саратове поднимал на круглом столе партии «Единая Россия» депутат Дмитрий Чернышевский, но его участие в мероприятии завершилось скандалом.