РБК: Две трети российских предпринимателей не доверяют силовикам

Оценить
Согласно результатам попавшего к журналистам исследования, почти 70% бизнесменов и экспертов считают неэффективной борьбу с коррупцией.

В России большинство бизнесменов и экспертов в части предпринимательства считают, что вести собственное дело в стране - небезопасное занятие. Об этом сообщает сегодня, 28 мая, РБК со ссылкой на попавшие в издание данные экспертного опроса Федеральной службы охраны, проведенного по заказу уполномоченного по правам предпринимателей в РФ Бориса Титова.

Силовики, передает издание, опросили на предмет оценки бизнес-климата адвокатов, ученых-юристов, прокуроров, правозащитников, а также предпринимателей, подвергшихся уголовному преследованию. Спецслужба узнала мнения 181 специалиста и 211 предпринимателей в 37 регионах страны.

Согласно полученным данным, передают журналисты, 69,2% экспертов считают ведение бизнеса в России небезопасным занятием, и доля таких ответов постоянно растет (в 2017 году - 57,1%, в 2018 году - 67,2%). Среди бизнесменов этот показатель равен 84,4%. Кроме этого, 70,7% опрошенных уверены, что российские законы не гарантируют защиту бизнеса от необоснованного уголовного преследования.

«Растет доля опрошенных, не доверяющих силовым структурам: в 2017-м - 45%, в 2018-м - 51,5%, а в 2019-м - 66,7%. Более половина (55%) не доверяют судам. Всего 43,3% респондентов доверили бы разрешение хозяйственных споров государственному суду, 30,1% - третейскому, 10,8% - вообще никому бы не доверили. Две трети экспертов (66,9%) не считают правосудие в стране независимым и объективным», - приводят журналисты данные исследования.

На этом фоне растет сомнение бизнесменов и экспертного сообщества в эффективности антикоррупционной деятельности силовиков. Ее считают в целом неэффективной 69,4% опрошенных, 37,7% уверены, что уровень коррупции за последний год не изменился, а 30,8% - что в той или иной степени вырос.

Также в исследовании ФСО специалисты отвечали на вопросы об уголовных преследованиях за преступления в сфере экономики.

Здесь 55% респондентов назвали причиной того, что не все уголовные дела в экономической сфере доходят до суда, низкий профессионализм следователей, у 47% сложилось мнение о необоснованном возбуждении уголовных дел, у 27,6% - о том, что уголовные дела используются для усиления переговорной позиции и для получения информации в хозяйственных спорах, 39,8% считают уголовные дела способом давления на бизнесменов и борьбы с конкурентами. Более трети опрошенных (38,7%) полагают, что до суда доводится менее половины дел в экономической сфере.

«По мнению почти половины специалистов (51,9%), средняя продолжительность расследования «экономических» уголовных дел составляет более года. По опыту каждого шестого (18,8%), судебные процессы по уголовным делам по экономическим преступлениям в среднем длятся более года, для 59,1% - более полугода. 81,9% считают чрезмерным помещение в СИЗО большинства фигурантов дел, не совершавших тяжких преступлений против личности и не пытавшихся скрыться. Более половины специалистов (58,8%) выступают за широкое применение залога вместо домашнего ареста и СИЗО. 67,6% специалистов поддерживают замену наказания в виде лишения свободы за экономические преступления штрафами (из опрошенных сотрудников прокуратуры - только 41,7%)», - сообщает издание.

Среди участников исследования, отмечает информагентство, более половины считают необходимым увеличить объем полномочий прокуратуры в уголовном процессе, а 63,2% - полагают, что согласование с надзорными органами возбуждения «экономических» уголовных дел снизит коррупционное давление на предпринимателей. Такой же эффект, уверены 61% экспертов, даст согласование прокуратурой взятия под стражу.

«Специалисты поддержали декриминализацию ряда статей УК: части 1 статьи 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей - за ее смягчение выступили 27,8% опрошенных); части 1 статьи 180 (незаконное использование чужого товарного знака - 37,8%); частей 1-4 статьи 171 (производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без «маркировки» - 30%). Часть опрошенных выступают за декриминализацию статьи 171 (незаконное предпринимательство - 37,2%); части 5 статьи 159 (мошенничество с преднамеренным неисполнением договорных обязательств - 17,8%); части 2 статьи 146 (нарушения авторского права в коммерческих целях - 50,3%)», - показало исследование.

Журналисты также пишут, что проведенный опрос выявил в ответах предпринимателей, подвергшихся уголовному преследованию, основные обстоятельства возбужденных дел. Большая половина, 55,9%, стали фигурантами дел о мошенничестве, в 15% случаев - в совокупности с другими составами преступлений. Из них две трети до начала уголовного преследования вели бизнес более десяти лет, а 71,2% были представителям микро- и малого бизнеса.

«Причиной возбуждения большинства уголовных дел предприниматели называют бизнес-конфликт (41%) и личный интерес силовиков или чиновников (36,7%). Для 45,2% опрошенных уголовное дело не завершилось приговором. Более половины опрошенных предпринимателей рассказали об изъятии электронных носителей (60,9%) и оригиналов документов (74,5%)», - передает издание, отмечая, что только у 33,7% предпринимателей в ходе досудебного расследования не забирали используемое в бизнесе имущество.

В итоге 84,3% предпринимателей полностью или частично потеряли бизнес, а у 73,8% произошла потеря рабочих мест, при которой в среднем на одного предпринимателя приходилось 130 сотрудников, оставшихся без работы.

«Менее половины участвовавших в опросе предпринимателей готовы после уголовного преследования продолжить бизнес в России. Наиболее травмирующими для бизнеса стали их заключение под стражу (23%) и контакты силовиков с контрагентами (20,8%). Далее шли давление на сотрудников (15,1%), арест банковских счетов (12,5%), изъятие документов (7,8%), арест товара (2,6%). Для более чем 60% предпринимателей уголовное преследование привело к потере здоровья и репутации, 54,5% потеряли бизнес, 38,7% - большую часть активов, 29,3% — деньги на решение вопроса об отказе от преследования, 27,7% - сократили инвестиции», - приводит издание результаты опроса ФСО.