Гость в студии
Олег Рогов: Саратов как выжженная территория
30 лет назад в Саратове было создано литературное сообщество «Контрапункт». Один из его участников вспоминает атмосферу начала перестройки и сравнивает ее с современностью.
А. Никишин: Вы сказали про закручивание гаек. Не кажется ли вам, что цикл замкнулся? 86 год, 2016 год.
О. Рогов: Да, но после 86-го был 91-й.
А. Никишин: А, то есть нам есть куда стремиться?
О. Рогов: Конечно.
А. Никишин: Смотрите, в 12-м году на волне протестных акций появляется проект «Гражданин поэт», в котором Вася Обломов, знаменитые поэты, и это имело, конечно, в тот момент невероятный успех, они до сих пор гастролируют, хотя самого проекта нет, по разным городам. Как вы считаете, почему именно поэзия актуализируется в такие протестные времена?
О. Рогов: Наверное, потому что какой-то газетный стиль, им уже сыты, новая газетная стилистика начиналась в конце 80-х, потому что если мы возьмем язык советских газет, язык газет даже конца перестройки или уж первых постсоветских лет – это абсолютно разные языки и слов таких очень много, а поэзия, наверное, предполагает некое очень емкое, очень многозначное, точное высказывание, которое может, говорю банальности, зацепить сразу многие вещи, может говорить и о каких-то конкретных политических реалиях, цеплять какие-то бытийные, бытийственные вещи, поэтому, наверное, вот так, да. Собственно, это ведь идет с перестроечных времен, да. Если мы вспомним стихи Александра Еременко, Игоря Артемьева, который сейчас продолжает писать, Виктор Коркия, даже был термин поэты-иронисты. Ну, и Пригов, которого туда иногда почему-то причисляли. Потому что он тоже работал с соц-артом и сам говорил, что смех – это вполне нормальная реакция на его тексты. Да, я думаю, что это некая такая вторая волна, ну, любопытно, да, к чему это приведет. Собственно, гражданская поэзия, такие стихи прямого высказывания, гораздо более трудна, потому что здесь риторика предсказуема. Какую гражданскую поэзию мы бы не взяли, здесь очень трудно написать хорошие стихи, это мало у кого это получалось. А сатира всегда востребована, начнем с этого, она легко усеваемая, она узнаваема, потому что там намекается или прямо говорится. Ну, и наверное, это потребность в некой защите через юмор от того, что происходит.
Продолжение разговора смотрите в видео.