Гость в студии
Юрий Чернышов разоблачает «аномалии» Медведицкой гряды
Известный саратовский журналист и краевед представляет свою книгу о заброшенной Миллеровской железной дороге.
А. Никишин: Почему законсервировали проект? Ведь времена сталинские, достаточно суровые, за нереализацию проекта можно было поехать на другой проект в Сибирь. Что произошло? Поменялось отношение к проекту?
Ю. Чернышов: Я понял вопрос. Сама идея Миллеровской железной дороги возникла еще в царской России, еще в те годы, когда появился проект моста, из-за того, что железные дороги, соединяющей центр России с Уралом оказались перегруженными. Железную руду, сталепрокат и прочее стали отправлять окружным путем, через Пензу и вокруг чуть ли не всего центра России на юг, иногда даже железные дороги отказывались принимать грузы, важные, ценные. Вот тогда появилась идея соединить Саратов с Миллерово в Донбассе, уголь – на Урал, железную руду – туда. Для всего грузооборота будет самый короткий путь. Второй уже чуть позднее вариант, уже в советское время – это заменить Волго-Дон. Миллеровская дорога, если бы она была построена тогда, она бы отменила многие планы по строительству Волго-Дона, да он и был построен в 47-м году – после войны. Миллеровская дорога решала многие-многие-многие задачи в этом плане. И еще одна вскрывшаяся в процессе работы над этой книгой вещь, она не вполне проработана из-за отсутствия материалов, я думаю, понятно, почему. Дело в том, что начиная с 29-го года на самом высоком уровне (Ленин, Троцкий, Дзержинский и так далее) встал вопрос о сотрудничестве с Германией. По Версальскому договору, Германия не имела права обладать тяжелым вооружением типа танков, авиации и боевыми химическими отравляющими веществами. Россия не подписала этот договор, Советская Россия, она просто уже вышла, Брестский мир: ни мира, ни войны, а армию распускаем, и отдали все Украине. Россия не подписала, поэтому не считала себя связанной с Версальским договором. Для подъема своей промышленности, развития обороноспособности, решили пойти на контакт с Германией и предоставить им территорию на Советской России для подготовки Германии, сейчас мы понимаем, что это была подготовка ко Второй мировой войне, но Россия, Социалистическая Россия, приняла в этом непосредственное участие. В Куйбышеве (теперешняя Самара) были созданы танковые полигоны и Гудериан, будущий Гудениан, автор «танковых клиньев» и «стратегии и тактики танковой войны» был у нас в Самаре – то, с чем нам потом пришлось сталкиваться на Курской дуге. Парадокс истории, страшный парадокс истории. Липецк - авиационная школа немецкая, и Саратов, ох, несчастный Саратов, он был избран полигоном для производства боевых химических веществ. И постановление это высших наших органов – Сталин, Троцкий, Дзержинский – прямо в некоторых говорится, что произведенные испытания боевых химических веществ, правда, на аналогах, не отравляющих, показало большую полезность этого дела. Вы понимаете чудовищность всего это? Полезность. Вот сейчас кто-то может сказать, что полезность атомной бомбы или бактерий? А тогда могли сказать: «Полезность этого дела». И для этих испытаний, как раз в период строительства Миллеровской железной дороги, Будковский автор выступил с предложением сдать в концессию Миллеровскую дорогу. Немцам. Сдать в концессию.
Продолжение разговора смотрите в видео.