Гость в студии
Дмитрий Петров (23.03.2016)
Доцент кафедры теологии и религиоведения СГУ – о смысле высказываний патриарха Кирилла, посвященных человекопочитанию, и о взаимоотношениях церкви и общества.
А. Никишин: У нас в гостях Дмитрий Петров, доцент кафедры теологии и религиоведения Саратовского государственного университета Чернышевского. Здравствуйте.
Д. Петров: Здравствуйте.
А. Никишин: Ну, что, мы сегодня с вами должны поговорить про религию, гуманизм, права человека, все остальное. Смотрите, религия изначально – это свод каких-то правил, обязанностей, и так далее. Со стороны кажется, что и вера создана для того, чтобы защищать человека. А в реальности, на ваш взгляд, религия и права человека насколько совместимы вообще?
Д. Петров: Если вы подразумеваете выступление патриарха Кирилла...
А. Никишин: Да, об этом тоже поговорим.
Д. Петров: Надо сказать, что я не апологет большой патриарха Кирилла и не всегда со всем согласен, что он говорит, но в данном случае ведь средства массовой информации вырвали из контекста слова его проповеди, и если прочитать всю проповедь целиком, которую можно найти на любом официальном православном сайте, то мы увидим, что он как раз-таки не выступал против прав человека, да это как-то вырвали из контекста средства массовой информации и политическую коннотацию этому высказыванию придали. На самом деле, эта часть проповеди, в которой говорится и о правах человека, и о человекопоклонничестве, там речь идет о дехристинизации законодательства в современных христианских государствах, а это идея вполне соответствующая вероучению христианства: о человеке, о его предназначении, о его месте в мире. То есть, все, что сказал патриархах Кирилл, связано с тем, что права человека сегодня стали превозноситься выше, чем слово Божье в христианских государствах, что привело к тому, что в ряде процветающих христианских государств стали приниматься законы, которые противоречат Закону Божьему и слову Божьему, и в этом патриарх Кирилл видит, что происходит якобы изгнание Бога из жизни человека, из жизни общества, и человек со своими капризами, прихотями становится в центре. Удовлетворение любого каприза человека, любого его желания, становится более главным, чем слово Божье, то есть мы в проповеди у него найдем, что он говорил, что права человека – это какая-то глобальная современная ересь. А в целом, если говорить о религии и правах человека, то надо рассматривать конкретно какую-то религию. Мы знаем, что в западноевропейской цивилизации христианство стало источником возникновения самого понятия гуманизма и прав человека, но сегодня эти понятия (гуманизм, толерантность, права человека) очень сильно политизированы, как политизированы сами религии, христианство и ислам в первую очередь, и поэтому разобраться в соотношении прав человека, религии, гуманизма довольно сложно, не очищая их от политического контекста, от этих политических коннотаций.
Продолжение разговора смотрите в видео.