«Стоп-кадр» для кинохроники

Оценить
Нижневолжскую студию пытаются лишить её фильмофонда, создававшегося в течение 70 лет

Нижневолжская студия кинохроники, которую с таким трудом удалось отстоять в прошлом году (ей грозило закрытие и продажа здания), опять оказалась в критической ситуации. Неделю назад по местным СМИ прошло сообщение, что балансодержатели учреждения – ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» – намерены вывезти весь киноархив студии на хранение в Москву. Для пущей сохранности.

Генеральный директор Нижневолжской студии кинохроники Андрей Наймушин рассказывает, что в ходе приватизации киноотрасли, начавшейся в апреле 2001 года после указа президента Путина, все киностудии разделялись на собственно студии и фильмофонды. Причем, как поясняет Наймушин, «приватизация должна была коснуться студий, но не фильмофондов. Государство хотело сохранить фонды у себя в руках. Но следующий шаг не был продуман: за счет чего эти сохраненные фонды будут функционировать. Они оказались подвешенными в воздухе».

В 2003 году Нижневолжскую студию разделили на две отдельные организации – производящую студию (здесь хранятся материалы только с 2003 года, директором её стал Андрей Наймушин) и архивную (она же «Фильмофонд Нижневолжской студии кинохроники». Здесь хранятся материалы с 1934-го по 2003 год).

«Очень быстро выяснилось, – продолжает Наймушин, – что жить фильмофонду не на что. Мы-то с трудом концы с концами сводили и оказались практически на стадии банкротства из-за отсутствия госзаказов в течение трех лет. А фильмофонд вообще официально не производящая структура. Максимум, что он может, – это предоставлять свои услуги – давать фрагменты, копировать фильмы. На это жить невозможно. А поддержки от государства он не имел никакой: ему не на что было содержать свой маленький штат, оплачивать коммуналку. Вместо того чтобы придумать, как всё исправить, началась цепь безумных и достаточно сложных реорганизаций: «Фильмофонд Нижневолжской студии кинохроники» сначала сделали филиалом фильмофонда «Центральной студии документального фильма». Вроде бы даже логика какая-то в этом была: все документальные студии страны объединить в единый фонд. Но у центральной-то студии от этого ни копейки не прибавилось, а ей добавили шесть или семь филиалов. Через два-три года у них отняли фильмотеку и передали мультипликаторам. Получалась странная ситуация: фильмофонд формально стал частью «Союзмультфильма», а здания остались филиалом центра документального кино. Надо заметить, что центральная студия тоже находится в тяжелом состоянии и обращается во все инстанции, чтобы у нее забрали все эти филиалы. В результате к концу этого года наметилась ситуация, когда фильмотека и недвижимость стали никому не нужны. Штата нет – уже целый год никто не получает зарплату. Соответственно, возникла угроза гибели фильмотеки с 1934-го по 2003 год из шести тысяч наименований».

Сам Наймушин видит разрешение ситуации в первую очередь в передаче фильмофонда на баланс региональных властей:

«Мне так и не ясно, зачем государству новая фильмотека, ведь у него есть копия каждого фильма в центральном киноархиве в Красногорске.

«Фильмофонд Нижневолжской студии кинохроники» создавался в регионе, он и должен остаться в регионе. Региону интересен этот фонд. Маловероятно же, что я побегу в Красногорск, чтобы мне выдали фрагмент фильма Хабаровской киностудии, и точно так же вряд ли им понадобятся съемки уборки полей в 1978 году в Волгоградской области. Но я знаю, что это бывает нужно местным заказчикам, и в Саратове это найдет применение, не говоря уже про сохранение исторической памяти малой родины.

Что же касается перспектив в этом деле, то уже есть не самый лучший вариант, который, к сожалению, может сработать. Учитывая, что здание, в котором располагается филиал фильмофонда, бесхозное, то территориальное управление федерального имущества («Росимущество») в лице Вячеслава Дьяконова ищет нового владельца, и в помещение въезжает какая-то областная структура. Так как этой структуре совершенно не интересна судьба фильмофонда, то параллельно появится интерес у Госфильмофонда, который вроде бы готов забрать негативы, исходники. Если они это сделают, то по чиновничьим законам задача будет решена: недвижимость пристроена, фильмофонд сохранён. Другое дело, что мы его никогда не увидим и мало кто увидит вообще, потому что он уедет в Москву. Это увеличит себестоимость каждой минуты фильма в 10-20 раз. Даже больше, ведь в Москву надо еще доехать (билеты, питание, командировка), и потому минута возрастет в 20-30 раз и станет почти недосягаемой для заказчиков, тем более что они в основном небогатые».

Разумеется, сам Наймушин хочет иного варианта развития – он обратился к заместителю председателя областного правительства Андрею Россошанскому с предложением передать фильмотеку на областной баланс: «В паре-тройке регионов так и было сделано. Мы бы предложили уже дальнейшее использование, пускай и с небольшим коммерческим эффектом. Структура реальная, не страшная, «приподъемная», при условии наличия фильмофонда».

Студия ждет каких-то подвижек в этом вопросе – письмо ушло в министерство культуры РФ, но ответ пока не получен. Встреча же Россошанского с министром Владимиром Мединским пока тоже не состоялась.

Проблема между тем приобретает масштаб, далеко выходящий за пределы Саратова, так как в случае изъятия киноархива пострадает не только наша область, но и Волгоградская, Астраханская, Пензенская, а также республика Калмыкия. Все эти регионы много лет входили в территорию, где снимали свое документальное кино сотрудники Нижневолжской студии.