Из-под таинственной, холодной полумаски…
К началу ХХ века маскарады стали утрачивать свою былую популярность, но тем не менее во время рождественско-новогодних торжеств оставались одной из самых ярких, интересных форм общественных развлечений.
Саратовский историк, краевед Александр Николаевич Минх, рассказывая о Саратове середины XIX века, описал излюбленную забаву: «Маскарады, как говорят, никогда не посещаются здешними дамами из хорошего круга, но правда ли это? Под маской лица не видно. Кавалеры очень редко маскируются, зато множество дамских масок; порядочная доля из них – коленкоровые домино или большой платок, подвязанный в виде домино, или что-то такое из какой-то материи, обшитое старым галуном и бахромой; под этими костюмами скрывается толпа особ женского пола, которые в другое время никак не показались бы в порядочном обществе».
Особенно «удавшиеся» костюмированные вечера надолго становились предметом пересудов в городе. (Вспомним, к примеру, бал-маскарад в коммерческом собрании, описанный Львом Кассилем в знаменитом «Кондуите».) Важным, интересным становилось не только само торжество, но уже его предвкушение. Домино, арлекины, цыганки, гусары, испанки, звездочеты… Какой маскарад без костюма и без маски? В Саратове сто лет назад полумаски, монетки для костюмов, бусы, мишурную бахрому, позументы и прочие важные атрибуты новогоднего праздника можно было купить в модно-галантерейном магазине А. Кузнецова в Гостином дворе (располагался на Театральной площади). А в местных газетах задолго до Рождества начинали рекламировать праздничные товары, в том числе и карнавальные маски и наряды.
Саратовские газеты декабря 1912 года листала сотрудник Государственного архива Саратовской области Наталия Самохвалова